РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ПРОВЕДЕНИЮ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ ДОМА.

автор-составитель: учитель-логопед

ГБОУ № 6 Захаркина Н. А.

 

           

  Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

        Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

    Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

   Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания.

    Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.

   Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого  ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.

      В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.

Предлагаем вам несколько несложных  упражнений из артикуляционной гимнастики!

ЧАСИКИ

Влево – вправо,

Влево — вправо

Мой язык скользит лукаво.

ЗАБОРЧИК

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

БЛИНЧИК

Язык широкий положи

И спокойно удержи.

ГАРМОШКА

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

МАЛЯР

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперед — назад-

Наш маляр работе рад.

БАРАБАНЧИК

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму и остатки оближу.

СТУПЕНЬКИ

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

ИНДЮШАТА

Рот я чуть приоткрываю

Язычок приподнимаю.

На губу положу,

По губе им повожу.

ГРИБОЧЕК

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз и вся учёба.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широкий язык поднимается к верхней губе,

затем опускается к нижней губе.

ЛОШАДКА

Рот широко я открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок

И раздаётся щелчок.

ЧАШЕЧКА

Улыбаюсь, рот открыт.

Там уже язык стоит.

К зубкам подняты края-

Вот и «чашечка» моя.

ШАРИК

Щёки надую и выпущу пар

И запыхчу, как большой самовар.

ГОРКА

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.

Надеемся, что предложенные  упражнения помогут  Вам и вашему любимому  ребенку провести время  дома с пользой!