Профилактические занятия с обучающимися как система мер образовательного учреждения по

Профилактические занятия с обучающимися как система мер образовательного учреждения по предупреждению употребления ПАВ

С.В.Важничин,

преподаватель-организатор

основ безопасности жизнедеятельности,

МБОУ «СОШ №27 с УИОП»

Профилактика борьбы с употреблением ПАВ предполагает раннее начало профилактических мероприятий. Организовывая работу со школьниками, необходимо учитывать их возрастные особенности, индивидуально-психологические, социально-нравственные качества личности. Правильная постановка цели и задач, понимание принципов предстоящей деятельности, помогают сделать работу более организованной, четкой и успешной. По определению, профилактика – это система мер, направленных на предупреждение возникновения нежелательного явления. Традиционная цель профилактики злоупотребления психоактивных веществ – отказ подростков от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания.

Цель данных мероприятий:

1.Оказание психолого-педагогической помощи в решении личностных и социальных проблем, которые часто являются причиной начала употребления ПАВ.

2. Оказание психологической помощи детям и подросткам в их собственной ментальной борьбе по осознанию ответственности за выбор здорового образа жизни.

3. Создание психологически безопасной атмосферы, способствующей доверительному отношению к взрослому человеку, к которому ребенок обращается со своей проблемой.

Профилактическая работа в школе – вещь очень не простая, так как одной из основных функций подросткового возраста является сепарация от взрослых.

Это проявляется в отрицании опыта взрослых, противопоставлении себя им. Подростки склонны «отгораживаться» от информации, исходящей от взрослых, которая затрагивает их личность. Самый частый ответ на такую информацию: «Это не про меня».

Наиболее интересными приемами, на мой взгляд, в решении данной проблемы являются профилактические уроки и тренинги, в основу которых положены принципы самоопределения и ответственности за самостоятельное принятие решения. Знания на традиционном уроке приобретаются из учебника, из уст учителя и являются аксиоматичными. Совсем другое дело — профилактические занятия. Проводя урок или тренинг, учитель (психолог, социальный педагог, тренер) пытается изменить структуру личностных качеств ребенка, активно влияя на его накопленные жизненные ценности и мотивацию поведения. Знания здесь уже не являются, в строгом смысле, научными. Скорее, это целый набор собственных наблюдений, мнений друзей, семейных традиций, СМИ, что составляет личный опыт и формирует собственное устойчивое мнение или собственную установку. В данном случае в вопросе употребления ПАВ.

В процессе профилактического тренинга можно в итоге получить три степени ответа: подчинение, идентификация и интернализация.

Подчинение – самая кратковременная реакция на информацию. Она нужна для получения поощрения или для того, чтобы избежать наказания. Социально желаемый ответ – это первый положительный результат, который может свидетельствовать, прежде всего, о лояльности к источнику влияния (учителю, тренеру).

Идентификация – подражание точке зрения авторитетных и значимых для ученика людей. Точка зрения может быть оценена с позиции знания. Например, факты врача-нарколога представляют более убедительную информацию. Таким образом, подчинение и идентификация не дают положительный стойкий результат.

Интернализация – процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами, то есть, познавая мир, ребенок анализирует, сравнивает, делает выводы, тем самым формируя собственную точку зрения, которую готов защищать, так как она имеет достаточно большое количество подтверждений и ее резкое изменение представляет угрозу для самооценки.

Необходимо подчеркнуть, что при проведении профилактических занятий или тренингов предполагается получить изменение установок, связанных с употреблением психоактивных веществ и усвоение необходимых поведенческих навыков в ситуациях, когда создается возможность или необходимость употребления ПАВ.

Драматургия и организационные формы этих занятий могут быть любыми, но они обязательно включают в себя следующие компоненты: моделирование, инструктирование, обратную связь. Моделирование – это создание ситуаций поведенческого риска, в которых происходит употребление ПАВ. Моделирование является важнейшей частью тренинга или урока, в которой учитель является просто прохожим, дирижером, и т.д., в зависимости от ситуации. Инструкции показывают, какие могут быть варианты поведения в тех или иных ситуациях, связанных с риском употребления психоактивных веществ. Обратная связь – это возможность убедиться в успехе или провале тренинга. Обратная связь должна быть получена сразу в конце урока или тренинга.

Необходимо проводить профилактические уроки по таким учебным предметам, как биология, история, обществознание, география, основы безопасности жизнедеятельности. Многое будет зависеть от формулировки темы подобного урока. Ребенок должен видеть свою сопричастность с обществом, влияние своей личности на его развитие, только тогда у него будет воспитываться чувство ответственности перед собой и перед близкими людьми. Темы или конечная цель урока могут звучать следующим образом: «Сформировать убеждение учащихся в том, что ПАВ подавляет личность и способствует деградации общества», «Доказать несостоятельность государства, экономическое развитие которого основано на наркоторговле», «Проследить влияние употребления ПАВ на демографическую ситуацию в стране».

Внеклассная работа в этом направлении, на мой взгляд, является самой интересной и перспективной. Походы, спортивные соревнования, КВН, классные часы, родительские собрания, выпуск школьной газеты, школьный кукольный театр, кружки и секции по интересам, работа подросткового клуба. Ничто так не заставляет биться сердце педагога, как пытливые глаза учеников, стремящихся найти свой верный путь.

Особо хочу заострить ваше внимание на работе со сложными подростками, так называемой «группой риска». Они выделяются из контингента учащихся. С такими детьми ведется дополнительная индивидуальная воспитательная работа, они берутся под постоянный контроль со стороны преподавателей, родителей, товарищей по учебе и т.д. Работу со сложными подростками необходимо, по моему мнению, начать с оздоровления микросреды: создать круг активных интересов, занятий, которые, непременно, должны ориентировать его на успешность, вселить уверенность в своей индивидуальности, неповторимости, убедить его в том, что он нужен семье, друзьям, обществу. В медицинском плане эти дети ставятся на профилактическое наблюдение работниками медпункта учебного заведения.

Залогом успеха мероприятий по предупреждению и профилактике употребления ПАВ, будет являться помощь команды единомышленников, специалистов. Это, прежде всего, само образовательное учреждение, родители, представители местных органов власти, УВД, медицинские учреждения, представители СМИ, духовенство и многие другие, кому не безразлична судьба молодого поколения.

Убежден, что для успешной реализации данного вопроса, назрела необходимость принятия программы либо для каждого учебного учреждения, либо единой программы Старооскольского Управления образования (Приложение №1-образец).

Литература:

1. Воробьев А.И. Справочник практического врача/ А.И.Воробьёв.- Москва 2000;

2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние/ Ф.Зимбардо, М. Ляйппе. -СПб., 2001;

3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии/ Л. Росс, Р. Нисбетт. — М., 2000;

4. Фернхен А., Хейвен П. Личность и социальное поведение/ А.Фернхен, П.Хейвен.- СПб., 2001.

Приложение №1

Алгоритм разработки профилактической программы

Для программы в самом начале очень важно четко определить ответственность каждого участника профилактической работы и провести распределение обязанностей. Это означает, что нужно найти ответы на следующие вопросы:

Кто руководит реализацией программы (кто ответственный)?

Кто входит в инициативную группу по подготовке программы?

Кто осуществляет профилактические мероприятия?

Кто проводит наблюдение за ходом выполнения программы и анализирует ее эффективность?

По данным исследований, эффективная профилактическая программа имеет следующие характеристики:

1. Программа основана на тщательном планировании и подготовке. В учебном заведении создается ежегодный календарный план профилактической работы, где подробно описываются все элементы, из которых состоит деятельность по профилактике наркозависимости. Причем в каждом учетном году отдается приоритет решению одной или двум проблемам: например, в течение первого года реализации программы основное значение уделяется образованию учащихся и преподавателей, а второй год посвящен психологическому компоненту профилактической работы.

2. В программе имеется детальное описание задач, которые отвечают нуждам и потребностям конкретной целевой группы.

3. Программа состоит из нескольких видов деятельности (информирование, образование, развитие способностей и навыков, обучение сотрудников) и является частью областной или национальной программы.

4. В ходе реализации программы предусматриваются рабочие связи и обмен опытом с другими учебными заведениями.

5. Профилактическая программа является составной частью учебно-воспитательного процесса.

6. Программа обучает школьников поиску альтернатив зависимого поведения и сама предлагает подобные альтернативы, возможности которых включены в ее реализацию.

Содержание профилактической программы определяется самим педагогическим коллективом, но при этом желательно, чтобы любая деятельность по профилактике наркопотребления включала в себя два рабочих блока: организационный и психологический.

Психологический блок — формирование у детей и подростков комплекса умений и навыков, развитие способностей, обеспечивающих альтернативный образ жизни, зависимому от психоактивных веществ.

Экзистенциальная сфера — способность адекватно оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей, совокупность ценностных ориентаций и позиций ребенка, посредством которых он вступает в отношения с миром, с другими людьми, с самим собой, которые обеспечивают адекватный нравственный выбор ребенка и регулируют его поведение, общение с самим собой: ведение «внутреннего диалога» как способа, помогающего сделать правильный выбор в отношении собственного поведения; распознавание и интерпретация социальных сигналов (внешних влияний на поведение), исходящих из микросреды и общества в целом; осознание возможных последствий своего поведения; умение показать собеседнику, что понимаешь его точку зрения; понимание норм поведения, принятых в обществе, а также того, что не является приемлемым в нашей культуре; позитивный взгляд на мир, людей и жизнь, умение радоваться, реалистичный взгляд на свои возможности.

Эмоциональная сфера — способность идентифицировать, выражать и описывать свои чувства, оценивать и регулировать их интенсивность; умение контролировать импульсы и откладывать «получение удовольствия»; навыки управления стрессом и распознавания разницы между чувством и поступком.

Поведенческая сфера — умение общаться невербально, используя визуальный контакт, выражение лица, жесты; способность общаться вербально, самые важные компоненты включают в себя умение ставить ясные вопросы, сопротивляться негативным влияниям, правильно реагировать на критику, слушать других, участвовать в позитивных группах сверстников.

Организационный блок включает в себя планирование.

Составление календарного плана профилактической работы в образовательном учреждении придает этой деятельности официальный статус, чему свидетельствует тот факт, что администрация утверждает этот план и контролирует его выполнение. Согласно рекомендациям европейского профилактического проекта «Здоровая школа», составлением календарного плана работы занимается перед началом учебного года (т.е. в конце предыдущего) инициативная группа. В плане отражаются формальные аспекты участия каждого из специалистов.

Основные принципы проведения любых мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ:

Эта работа должна способствовать улучшению жизнедеятельности целевой группы, т.е. уменьшать страдание, вред, формировать здоровый образ жизни и хорошее психологическое самочувствие.

Следует использовать принцип «не навреди», т.е. все неудобства и побочные эффекты мероприятия должны быть сведены к минимуму.

При проведении профилактической программы обязательно должны демонстрироваться уважение к автономности личности и справедливость по отношению к целевой группе.

Выполнение программы должно быть экономически целесообразно.

Программа профилактических мероприятий намного эффективнее, чем разовая акция или проект, даже если эта программа проводится только в вашем образовательном учреждении, школе.

Совместимость программы профилактики образовательного учреждения с региональными и общегосударственными программами.

Профилактическая деятельность состоит из многих аспектов, и часто специалисты затрудняются в поиске ответа на вопрос: как можно подойти к ее осуществлению и с чего следует начинать? Создание любой программы профилактики употребления психоактивных веществ проходит несколько этапов.

Общие требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде:

Широкая база поддержки поведения профилактической деятельности внутри образовательного учреждения.

Желательно, чтобы в каждом учебном учреждении существовала инициативная группа, занимающаяся анализом проблем употребления психоактивных веществ в школе и разработкой соответствующих программ. Эти специалисты могли бы информировать других педагогов о своей деятельности и необходимости ее реализации в школе. Очень важно получать обратную связь о программе от остальных педагогов. Также неотъемлемым условием эффективности профилактической деятельности является включение ее основных теоретических положений в устав образовательного учреждения.

Привлечение родителей

Это можно сделать как на родительских собраниях, так и в ходе индивидуальной работы с родителями. Грамотное поведение родителей может повысить интерес подростка к проводимым в учреждении антинаркотическим мероприятиям.

Наличие адекватных образовательных и методических материалов, которые содержат ясное, но опосредованное профилактическое послание («не принимай наркотики»), разъясняют вред от приема наркотиков, но при этом используется только достоверная информация, подчеркивают личную ответственность молодых людей за принятие решений, не содержат иллюстраций, показывающих способ употребления наркотика, соответствуют ценностям и культурным особенностям целевой группы в смысле языка изложения и оформления, предлагают приемлемые альтернативы употреблению наркотиков.

Регулярное повышение квалификации преподавательского состава: развитие навыков профилактической работы с помощью обучающих семинаров и тренингов.

Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста и «включенности» в наркотическую ситуацию.

Реализация программы

На стадии реализации программы первостепенное значение имеют наблюдение и контроль, над ходом выполнения намеченного плана работы.

На этом этапе важно отследить следующие моменты:

реализуется ли программа по первоначальному плану;

собираются ли все данные в ходе реализации проекта правильным путем;

могут ли цели программы при необходимости быть скорректированы;

достаточно ли гибки планы реализации программы и при необходимости могут ли они быть скорректированы;

есть ли возможность для продолжения или расширения охвата программы.

При реализации профилактической программы в образовательном учреждении нужно учитывать, что для внедрения аспектов профилактики в учебный процесс требуются дополнительное время и усилия. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все работники должны быть вовлечены в реализацию профилактической программы с самого начала. Педагоги должны чувствовать, что они несут ответственность за результаты этой работы. Следует предусмотреть поощрение каждого участника программы за выполненную работу (это необязательно должно быть материальное вознаграждение).

Оценка

Существует несколько причин для включения оценки результатов в процесс реализации профилактической программы. Во-первых, нужно учитывать, что участникам профилактической программы интересно узнать, насколько она была эффективна. Во-вторых, следует выяснить: если программа эффективна, то каковы возможности ее дальнейшей реализации в образовательном учреждении?

Выделяются два типа оценки. Первый — это оценка процесса реализации профилактической Программы. Ключевыми вопросами в такой оценке являются:

достигли ли мы поставленной цели?

Если нет, то почему это произошло?

Шел ли процесс реализации программы так, как мы планировали?

Удовлетворена ли целевая группа тем, как была реализована профилактическая программа?

Каково мнение общественности (органов местной власти, средств массовой информации и т д.) о профилактической программе?

Второй тип оценки касается результатов и последствий профилактической программы, причем нужно учесть, что не всегда можно измерить или определить эти результаты, но нужно попытаться выяснить, есть ли какие-нибудь очевидные факты, свидетельствующие о снижении интереса к наркотическим веществам и их употреблению среди учащихся. Специалисты, проводящие оценку профилактической программы, могут проанализировать результаты, чтобы в дальнейшем учесть все необходимые изменения и продолжить реализацию программы.

Последовательное этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных проблем, сделает работу по профилактике употребления детьми и подростками психоактивных веществ, в первую очередь наркотических, системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии ситуации.