Профилактическая работа по предотвращению преступлений и правонарушений в подростковой

Хочу начать свое выступление высказыванием А.С. Макаренко:

Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Я считаю, что высказывание очень актуально в наше время. Ведь мы, педагоги, в равной степени с родителями растим наше будущее, и от нас зависит каким оно будет. Будем ли мы гордиться нашими детьми или будем проливать слезы.

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.

Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками

Работа по профилактике вредных привычек и правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов.

Я считаю, что все беды начинаются с приобретения вредных привычек. Так как вредные привычка — это короткий и легкий путь получить удовольствие: наркотики, курение, алкоголь, азартные игры, переедание, компьютеры и т. п. Именно поэтому вредные привычки столь привязчивы и быстро перерастают в пристрастия, без которых человек себя не мыслит. Они отражаются на профессиональной и творческой деятельности, влекут различные заболевания, психологические отклонения и социальное неблагополучие. Они входят в семью и подчиняют себе жизненный уклад человека, порой влекут за собой весьма тяжелые последствия.

Некоторые вредные привычки, например наркомания, не прощают даже одного-единственного раза употребления пагубного для организма вещества, поэтому стоит бросить все средства, сначала, на профилактику, а затем и на борьбу, в том случае, если ребенок имеет зависимость.

Работа классных руководителей должна систематически и одновременно вестись по следующим направлениям:

а) профилактическая работа (Профилактическая работа исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Нужно привлекать учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать здоровый образ жизни, выявлять сильнейших учащиеся и формировать сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекать не только специалистов (медики, психологи), но и широко использовать детский потенциал.)

б) организация досуговой деятельности (Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Организовывать предметные и спортивные олимпиады, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлекать к ним детей не только в качестве участников, но и в качестве болельщиков, зрителей, организаторов, все это помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Вовлечение детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей во время каникул)

в) работа с родителями (Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют администрацию школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классные руководители должны вести большую работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей)

г) правовой всеобуч (В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. )

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми;

Все ранее сказанное мной относится к словам «что мы должны сделать», а как же все обстоит на деле. Всю свою работу по профилактике вредных привычек я строила согласно следующим этапам:

Первый этап – организационный (сентябрь) – анализ состояния здоровья в классе, анкетирование и социальный опрос учащихся, непосредственное планирование мероприятий и согласование с воспитательным планом школы.

Второй этап – диагностический (сентябрь-октябрь) – изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.

Третий этап – деятельностный (ноябрь-май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Четвертый этап – итоговый (май) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Я сделала выборку мероприятий направленных на профилактику вредных привычек в 2012-2013 учебном году и вот что получилось:

План по профилактике вредных привычек 2012 – 2013 учебный год

Цель: профилактика вредных привычек, противоправного поведения, безнадзорности и социального сиротства, пропаганда ЗОЖ

Сентябрь

Классный час «Паралимпийские игры» Классный руководитель

Урок здоровья «Влияние никотина на организм подростка» Кл. руководители

Психологический кружок «Азбука нравственности». Психолог

Встреча с инспектором ИДН. Соц. педагог

Выявление учащихся склонных к употреблению спиртных и токсических веществ Кл. руководители, соц. педагоги, администрация

Дисциплинарная линейка (каждый понедельник) Зам. директора по ВР

Беседа «Профилактика детского травматизма»

«Правильное питание – залог здоровья»

Октябрь

Изучение личности учащихся. Склонность к вредным привычкам Кл. руководитель

Изучение семьи (семейных отношений) Кл. руководитель

Изучение интересов и способностей учащихся Психолог

Вовлечение учащихся с кружковую деятельность. Кл. руковод.

Индивидуальная консультация для родителей: «Роль семьи в развитии способностей ребенка». Классный руководитель

Урок здоровья «Алкоголь и алкоголизм» Классный руководитель

Ноябрь

Дисциплинарная линейка (каждый понедельник) Зам. директора по ВР

Разработать рекомендации психолога по работе с «трудными» подростками для классных руководителей, для учителей предметников, для родителей Психолог

Встреча учащихся с врачом наркологом «Вредные привычки и здоровье» Кл. руководитель

Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью «трудных» подростков и группы риска Кл. руководители

Уроки психологического здоровья. Психолог

Всеобуч «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Классный руководитель

Урок здоровья «Алкоголь – шаг к преступлению» Кл. руководитель

Декабрь

Консультация для родителей после родительского собрания «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка». Классный руководитель

Рейд-проверка учащихсяв вечернее время суток в ДК во время Новогоднего КВН. Администрация, классный руководитель, родители

Урок здоровья » Что надо знать о СПИДе» Классный руководитель

Классный час «Взаимоотношения мальчиков и девочек: мужчин и женщин» Классные руководители

Январь

Консультация для родителей, на тему: «Возможности дополнительного образования вашего ребенка». Психолог

Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы. Администрация

Уроки общения «Умей сказать: «нет» Кл. руководитель

Классный час «В табачном дыму» Классный руководитель

Конкурс рисунков «Наркотики или жизнь» Вожатая

Час общения «Права ребенка, права человека» Классный руководитель

Февраль

Психологический тренинг «Помоги себе сам» Психолог

Всеобуч «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка».

Классный час «Алкоголизм и здоровье нации» Классный час

Урок здоровья «Болезни передающиеся половым путем» Соц. педагог

Беседа с родителями на тему: «Как уберечь ребенка от вредных привычек» Кл. рук., психолог

Март

Тренинг по развитию коммуникативных способностей детей. Психолог

Родительский всеобуч на тему «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков» Психолог

Урок здоровья «Береги свою жизнь» Кл. руководитель

Лекция «Что такое птичий грипп? Профилактика»

Родительское собрание «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка»

Апрель

Психологический кружок «Азбука нравственности«. Психолог

Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы.

Всеобуч «Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии» Классный руководитель

Урок здоровья «Как не стать жертвой преступления» Психолог

Видеофильм «Алкоголь и подросток»

Май

Индивидуальные беседы с учащимися группы риска и трудными подростками » Поведение в общественных местах» Кл. руководители

Информационный час «В плену иллюзий» Кл. рук.

Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы.

Родительское собрание об организации летнего отдыха детей и организация свободного времени во время. Классный руководитель

Лекция «Профилактика пищевых инфекций» Психолог

Кроме данных мероприятий, мной в начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, изучаются семьи, создается социальный паспорт на ребенка. Я посетила семьи, составила акты посещения.

Так же ведется ежедневный контроль успеваемости и информирование родителей, что позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником или успевающими учениками. Ведется ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

Так как я еще являюсь и учителем математики и информатики, то на уроках стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии. Подобрала ряд задач о вреде курения и о вреде неправильного питания.

Считаю, что вся эта работа направлена на воспитания здоровой, со всех сторон, личности.