Профилактика нарушений письменной речи у учащихся 1 классов

Н. В. Халова

учитель–логопед

Государственное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в

психолого–педагогической и медико–социальной помощи.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Красногвардейского района Санкт–Петербурга

«Школа здоровья и индивидуального развития»

Профилактика нарушений письменной речи

у учащихся 1 классов.

В настоящее время значительно увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография).

Симптоматика нарушений письменной речи сложна по своей структуре, могут наблюдаться:

нарушения устной речи

недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов

оптико-пространственная организация деятельности письма

рассогласование в работе слухового. Зрительного анализаторов и артикуляции

отставание в развитии психических процессов(памяти, внимания, мышления)

Наша работа (Халовой Н.В.) на логопункте с учащимися начальной школы показала, что причины нарушения письменной речи могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).[ 2]

В соответствии с этим основная наша работа (учителя-логопеда Н. В. Халовой) в школе состоит в том, чтобы своевременно начать работу по предупреждению нарушений письма. Для этого необходимо правильно провести диагностику и выявить детей нуждающихся в помощи.[2,4]

Работа осуществляется с учётом следующих принципов: системности, комплексности, деятельностного подхода, онтогенетического, обходного пути, общедидактических (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Система нашей работы по профилактике нарушения письменной речи у учащихся 1-х классов в «Школе здоровья и индивидуального развития», строится таким образом. Ниже представлено описание авторского подхода к решению данной проблемы у младших школьников (Халова Н.В.).

Два раза в неделю со II полугодия мы проводим групповые занятия с учащимися, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи и детей с общим недоразвитием речи III уровня, общим недоразвитием речи IV уровня.

Первый период нашей работы, включает в себя, первичное диагностическое обследование учащихся 1-х классов. Обследование речевого и когнитивного и сенсомоторного развития детей проводится индивидуально.

Целями первичной диагностики является выявление проблем в речевом, когнитивном, сенсомоторном развитии; установление потенциальных возможностей детей, сохранных функций.

Наиболее точных результатов диагностики мы добиваемся, используя следующих методы (по Б.Г.Ананьеву): библиографический (сбор анамнеза, сведений о соматическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания), организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (констатирующий эксперимент, наблюдение); интерпретационный.

Критерии формирования групп: возраст детей: 7лет; форма и вид нарушений познавательной деятельности (незаконченость языкового развития, нарушение психических процессов и операций, которые подготавливают процесс письма, особенности личностного развития и поведения детей.

Второй период нашей работы, является основным периодом коррекционного обучения и условно делится на три этапа коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

На основании результатов исследования особенностей речевой функциональной системы выделяем следующие приоритетные направления развивающей работы:

обогащение словарного запаса; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста; уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем.

развитие пространственно-временных представлений; развитие внимания, памяти, мышления; формирование и развитие связной выразительной речи, развитие анализаторов, участвующих в акте речи, письма и чтения (слухового, зрительного и кинестетического).

Такие образом, освоение грамотного письма определяется следующими факторами, как морфологическое осознание слова, чёткое различение фонем. Правильные кинетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действий этих факторов имело большое значение для предупреждения ошибок.[3]

Третий период нашей работы – это итоговая диагностика учащихся, цель которой: определение уровня сформированности предпосылок овладения письменной речью, установление эффективности коррекционно-логопедического воздействия. Исследование речевого, когнитивного, сенсомоторного развития учащихся мы проводим индивидуально.

Обобщенные результаты диагностического обследования позволяют нам сформировать группы учащихся нуждающихся в занятиях по коррекции дисграфии.

Реализация программы по профилактике нарушений письменной речи у учащихся 1 классов, рамках «Школы здоровья и индивидуального развития» даёт высокий уровень результатов.

В течении трёх лет было зачислено 45 учащихся 1 классов, нуждающихся в профилактике нарушений письменной речи.

Среднестатистические данные за указанный период показывают, что среди учащихся 1 классов 39% имеют состояние речи, характеризующиеся как общие недоразвитие речи III уровня, у 48% наблюдается общие недоразвитие речи IV уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи у 13%.

Обучение по программе профилактике нарушений письма позволяет снизить количество детей с общим недоразвитим речи III уровня до 15%, а общие недоразвитие речи IV уровня до 17%, фонетико-фонематическое недоразвитие речи снижается в среднем до 10%, лексико-грамматическое недоразвитие речи вообще отсутствует.

Повышение уровня речевого развития и познавательной деятельности отмечается у всех учащихся 1 классов «Школы здоровья и индивидуального развития». Устойчивая положительная динамика наблюдается у 65%.

Список литературы:

«Логопедия в школе: практический опыт», под ред. Кукушкиной В. С.Москва-Ростов-на-Дону 2005г.

«Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей» Сборник СПБ 2006г.

Коррекция письма на уроках. 1 -2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/авт.-сост. Л.В.Зубарева.-2-е изд., стереотип — Волгоград «Учитель» 2008г.

4. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва «Владос» 2001г.