Проектная работа Тема Муниципальная региональная программа оценки качества школьного о
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» Структурное подразделение
Проектная работа
Тема: «Муниципальная (региональная) программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»
Выполнила Кузнецова Л.М.- учитель истории и обществознания
Слушатель курсов повышения квалификации учителей по проблеме:
«Модели государственно-общественного управления образованием и условия их реализации»
Место работы: МОУ «Богдашкинская СОШ» МО «Цильнинский район»
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы
_______________________________
«______» 2013 г.
г. Казань – 2013 г.
Введение
В декабре 2012 года президент РФ подписал закон «Об образовании», который предусматривает участие общественных институтов в управлении и оценке качества школьного образования. В Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года подчеркивается, что одной из основных задач государства в области образования является расширение участия общества в управлении образованием.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» закладывает современную основу для формирования государственно-общественной системы управления образованием и его публичной отчетности. ФГОС предполагают общественное участие в управлении качеством образования:- через оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
- посредством обновления содержания основных образовательных программ общего образования, а также методик и технологий их реализации в соответствии с запросами детей и их родителей, с учетом особенностей субъекта
Актуальность вопроса об участии общественности в оценке и контроле качества образования обусловлена следующими факторами:
- Модернизация системы финансирования образовательных учреждений, включающая:
рост автономии школы в вопросах финансово-хозяйственной деятельности: введение нормативного подушевого финансирования (а норматив, по мнению экспертов в перспективе может и должен зависеть от качества деятельности школы), переход на финансовую самостоятельность, законодательно закрепленная возможность перехода в статус автономного учреждения
внедрение в общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда, установление зависимости оплаты труда от результатов педагогической деятельности, что предполагает рост требований к прозрачности, надежности и содержательности процедуры аттестации руководителей школ и педагогических кадров
- Модернизация системы управления образованием, предполагающая:
расширение общественного участия в управлении, практическую реализацию принципа государственно-общественного характера управления;
требование к повышению информационной открытости, прозрачности, процесса управления, полученных результатов; введение публичной отчетности о состоянии и результатах деятельности систем образования всех уровней;- Реализации национального проекта «Образование», предусматри-вающая предоставление права органам государственно-общественного управления на выдвижение школ и учителей на президентские гранты в рамках национального проекта «Образование», привлечение гражданских институтов к экспертизе конкурсных материалов;- Создание новой системы оценки качества образования, включающее:
изменение представлений о результативности и качестве образования, более широкое понимание образовательных достижений, в т.ч. ориентация на требования потребителей (внутренние потребители – ученики и их родители, внешние потребители – образовательные организации и учреждения, в которые поступают для продолжения образования или трудовой деятельности выпускники школы);
изменение системы показателей оценки качества, введение таких показателей образовательных достижений как: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника.
развитие представления об оценочной деятельности как средстве оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.;
разработка новых моделей аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров,
создание системы надзора в образовании, в т.ч. модернизацию системы инспекции,
повышенное внимание к организации самооценки школ (self-evaluation), в том числе с участием родителей и учащихся и использование результатов самооценки при проведении государственной оценки качества,
введение систем менеджмента качества в образовании
- Вопрос участия общественности в оценке качества является приоритетным для нескольких направлений комплексного проекта модернизации образования: «Расширение общественного участия в управлении образованием», «Введение новой модели оплаты труда», «Развитие региональных систем оценки качества образования». При этом существенно выдержать комплексный характер вопроса об участии общественности в оценке и контроле качества образования. Так, механизмы участия общественности в оценке качества должны быть институционализированы в СОКО. Если к результатам общественной оценки не будут относиться с доверием, они не займут достойное место в общей системе оценки качества, следовательно, политика расширения общественного участия не будет иметь перспектив. С другой стороны, должны быть построены механизмы влияния результатов оценки качества на финансирование школы и педагогов. На данный момент эта задача решается при делегировании Советам права участвовать в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в рамках новой системы оплаты труда педагогов. В перспективе сходные механизмы должны возникнуть в направлении «Введение нормативного подушевого финансирования», поскольку норматив, по мнению экспертов, может и должен зависеть от качества деятельности школы.
Проблемой общеобразовательных учреждений в РФ, в том числе и в Ульяновской области, на данном этапе является односторонность механизмов оценки качества образования школ – государственная, которая не всегда объективна. Эта оценка устарела и не отвечает интересам и потребностям общественности (родителей, учащихся). Поэтому назрела необходимость, а заодно, и возможность участия общественных институтов в оценке качества школьного образования. Демократическое государство по определению предполагает участие заинтересованных сторон в управлении, в т.ч. и в управлении образованием. Российское государство идет по пути создания гражданского общества, т.е. участия общества в контроле над чиновниками, что в конечном итоге должно привести к позитивным результатам.
1. Цель проекта
Целью данного проекта является освоение управленческими и педагогическими работниками системы общего, дошкольного и дополнительного образования необходимых компетенций, обеспечивающих способность к проектированию и участию общественных институтов в оценке качества школьного образования как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения.
2.Задачи проекта:
Обеспечить общее ознакомление управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования с историческим и современным опытом участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
Способствовать формирования методологической культуры управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в вопросах участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
Заложить основы правовых знаний управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в области участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
Обеспечить общее понимание управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования структуры, функции и задач участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
Способствовать формированию компетенций управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в реализации задач участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
Заложить основы технологических знаний управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в области создания и внедрения различных форм участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
3.Ожидаемые результаты
привлечения общественных институтов к оценке качества школьного образования:
повышение информированности общественности о деятельности школы;оформление общественного заказа к образованию;
повышение мотивации общественности к деятельности по улучшению школы;
создание условий для участия общественности в принятии решений по ключевым вопросам развития школы;
становление партнерских отношений с администрацией и педагогами;повышение инвестиционной привлекательности школы;
осознание и повышение ответственности общественности за результаты образования;
стимулирование всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, учащихся) на конкретные действия, направленные на повышение качества образования;
повышение объективности оценивания школы;
возможность применения результатов проекта на других целевых группах (или территориальных), распространение информации о результате;
существенное обогащение образовательной теории и практики по вопросу участия общественных институтов в оценке качества образования;
кардинальные преобразования образовательной ситуации
4.Сроки разработки и этапы реализации проекта
Подготовительный этап. Январь 2013 – август 2013г. (определение концептуальных ориентиров развития школы, миссии учреждения и стратегии образовательной деятельности, разработка и утверждение Программы развития школы).
Диагностико-моделирующий этап. Сентябрь 2013-сентябрь 2014 (определение критериев и показателей качества образовательного процесса в школе, проведение диагностики, построение и апробация концептуальной модели развития школы, моделирование и реализация инновационных направлений развития школы, обеспечение необходимых условий для их реализации).
Формирующий этап. Сентябрь 2014 –сентябрь 2015(внедрение инновационных образовательных программ, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества школьного образования и коррекция модели развития школы).
Итогово — обобщающий этап. Сентябрь 2015–сентябрь 2016 (проведение итоговой диагностики эффективности реализации Программы; обобщение опыта деятельности школы, оформление и публикация результатов проведенных исследований и реализованных инноваций). Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации Программы развития. Определение дальнейших перспектив развития школы.
Ресурсы и риски проекта
5.1. Ресурсное обеспечение образовательного процесса:
–способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию;
– способность к профессионально-личностному саморазвитию;
– количественный и качественный состав педагогических работников;
– профессиональная компетентность персонала;
– качество образовательных программ по учебным предметам;
– качество содержания программ воспитания;
– качество учебных занятий;
– создание личностно-ориентированной развивающей образовательной среды и др.;
– качество исследовательской, проектной деятельности обучающихся, учителей и др.
5.2 Риски проекта
1. Психологическая неготовность субъектов к каким-либо кардинальным изменениям — проведение диагностики стартовой готовности различных категорий участников проекта.
2. В условиях групповой работы трудно обеспечить внутреннюю включенность каждого участника в проектные действия — продумать индивидуальную ответственность каждого.
3. При длительной работе в режиме инноваций в пространстве действия проекта могут формироваться разрушительные социально-психологические процессы: организация тренингового обучения навыкам общения, информационного обмена, работы в команде; использование релаксационных процедур.
4. Несоответствие между уровнем профессионального состояния корпоративного субъекта в целом и развитием (опережающим или запаздывающим) отдельных лиц — постоянное наращивание степени сложности проектных задач, что стимулирует выход за пределы существующего профессионально-личностного опыта через необходимость обучения.
5. Повышение степени субъектности у большинства членов коллектива может провоцировать его распад как единого целого, возникновение конкурентной борьбы, межличностных напряжений — использование системы делегирования руководителями образовательного учреждения реальной ответственности за конкретные участки работы педагогам, достигшим высокого уровня профессиональной компетентности, а также родителям и учащимся.
6. Календарный план
Мероприятия | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Изучение нормативно-правовых документов ФГОС | + | |||
Создание условий для перехода на ФГОС | + | |||
Создание Управляющего совета по проблеме перехода на новый государственно-образовательный стандарт | + | |||
Составление учебного плана школы на | + | + | + | |
Разработка нормативных документов и методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам | + | + | + | + |
Участие в тематических и обучающих семинарах администрации школы, учителей и родителей | + | + | + | + |
Проведение родительских собраний по проблемам введения ФГОС | + | + | + | + |
Разработка системы оценки достижений планируемых результатов | + |
7.Технологическая (практическая часть)
7.1. Качество результатов образовательной деятельности.
1. Блок показателей внутренней оценки результата образования
Количество обучающихся.
Качество обучения (доля учащихся, имеющих оценки «4» и «5» по русскому языку и математике) по ступеням обучения.
Уровень успеваемости (%).
Доля второгодников (%).
Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании (%).
Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца (%).
Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании (%).
Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца (%).
Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе (%).
Результативность учебных занятий и внеклассных дел.
Уровень воспитанности обучающихся.
Личностные достижения обучающихся и педагогов.
2. Блок показателей внешней оценки результата образования
Конкурентоспособность
Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по русскому языку и математике)
Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты новой формы аттестации за курс основной школы по русскому языку и математике)
Результаты независимого тестирования выпускников начальной школы.
Уровень учебных достижений (отношение среднего балла ЕГЭ по русскому языку и математике к среднему по школе).
Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике менее чем на 30 баллов).
Доля выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике.
Доля выпускников, подтвердивших или повысивших оценки «4» и «5» по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике.
Доля обучающихся, участвующих в районных предметных олимпиадах (%).
Доля обучающихся, победивших в районных предметных олимпиадах (%).
Доля обучающихся, принимавших участие в районных мероприятиях (%).
Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения (%).
Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе (%).
Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе (%).
Пути реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной системы школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
7.2.Параметры оценки качества образовательного процесса включают в себя:
результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
оценку достижений в приоритетном национальном проекте «Образование», РКП, муниципальных конкурсах;
эффективность механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной, методической, административной и хозяйственной деятельности;
принятия стратегически значимых решений путем ежегодных публичных докладов.
7.3.Параметры оценки образования включают в себя:
– анализ и оценку системы приема обучающихся в школе;
– анализ индивидуальных особенностей учащихся и их интересов, мотивов, склонностей и уровня мотивации учения;
– оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);
– конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы, но обучающихся других школ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в школе);
– оценку открытости школы для родителей и общественных организаций.
– оценка системы обеспечения образовательной программы ресурсами:
правовыми
кадровыми
финансовыми
научно-методическими
7.4.Параметры оценки качества индивидуальных образовательных достижений включают в себя:
– единый государственный экзамен (ЕГЭ), обеспечивающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;
– государственную (итоговую) аттестацию по новой форме выпускников 9-х классов;
–промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);
– мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;
– участие и результативность работы в ученическом научно-исследовательском обществе, школьных, муниципальных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
– мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;
– мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов
В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:
– уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
– уровень познавательной активности;
– образовательные достижения по отдельным предметам;
– динамика образовательных достижений;
– отношение к учебным предметам;
– внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);
– удовлетворенность образованием;
– степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);
– уровень социализации учащихся;
– участие в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях;
– дальнейшее образование и карьера выпускника.
Программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»
МО «Цильнинский район»
Ульяновской области
Общие положения
Настоящий Проект «Муниципальная программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов» МО «Цильнинский район» Ульяновской области определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования с привлечением общественных институтов (СОКО) МО «Цильнинский район», ее организационную и функциональную структуру.
1.Деятельность системы оценки качества образования МОУ строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Ульяновской области и Цильнинского муниципального района, регламентирующими реализацию процедуру оценки качества образования с привлечением общественных институтов.
2.Система оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов Цильнинского муниципального района представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности, качества образовательной программы с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования Цильнинского муниципального района и Ульяновской области.
3.Основными пользователями результатов системы оценки качества образования Цильнинского муниципального района и Ульяновской области являются:
обучающиеся и их родители;
педагогический коллектив, администрация, Управляющий совет, Управление образования Администрации Цильнинского муниципального района;
Общественные институты, организации, заинтересованные в оценке качества образования.
4.Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования МО «Цильнинский район» могут проводиться с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
5.В Положении используются следующие термины:
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования МО «Цильнинский район»
Целями системы оценки качества образования МО «Цильнинский район» являются:
Участие в создании единой системы диагностики и контроля состояния образования в Цильнинском муниципальном районе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МО «Цильнинский район» получение объективной информации о состоянии качества образования в, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
принятие обоснованных управленческих решений администрацией Задачами системы оценки качества образования в МО являются: