Проектная методика на уроках немецкого языка

Проектная методика на уроках немецкого языка

Современная методика преподавания иностранного языка благодаря

общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям в обществе осуществляет переход на личностно-ориентированный подход в сфере обучения, при котором учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Личностно-ориентированный подход предусматривает воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом. Исходя из этого, пересматривается не только отношение к ученику как к субъекту учебного процесса, но речь идет и об изменении деятельности самого учителя как организатора данного учебного процесса, как соучастника, сотоварища, умелого слушателя и координатора

деятельности отдельного ученика и класса в целом.

Ставя перед учителем новые задачи, личностно-ориентированный подход дает большой стимул для развития именно творческого потенциала в разных сферах деятельности учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик и технологий в учебном и воспитательном процессе или переосмысливание старых

классических методик.

Идея личностно-ориентированного подхода довольно привлекательна и

стимулирует педагогов искать пути еѐ реализации. Поскольку это обучение ориентировано на личностные характеристики, уровень интеллектуального, нравственного развития ребѐнка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), речь должна идти об особенностях процесса обучения, отбора соответствующих технологий.

В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики, которая является одним из видов обучения в сотрудничестве. Основная идея данной технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за

результат всей группы.

Метод проектов возник ещѐ в начале прошлого века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребѐнка, чтобы научить не просто запоминать, и воспроизводить знания, которые даѐт школа, а уметь применять их на практике.

Метод проектов предполагает использование проблемных,

исследовательских, поисковых методов, ориентированных чѐтко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учѐтом различных факторов и условий еѐ решения и реализации результатов.

Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую

популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Все что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания

метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

На мой взгляд, основная идея в обучении иностранному языку заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владения определѐнными языковыми средствами. Как показала практика, метод проектов может позволить решать дидактические задачи и

соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный,

исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учѐтом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы еѐ решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объѐмом разнообразных предметных связей,

необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определѐнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. Формирование названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько

вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.

К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в

обучение ИЯ), предмет же иностранный язык вносит свою существенную лепту в данный учебный процесс и в общее развитие ребѐнка. Как нетрудно заметить, метод проектов способен представлять суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения.

Психологами было доказано, что совместная деятельность самих учащихся, учителя и школьников является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обусловливает овладение такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.

Итак, проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и т.п.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить «узкое пространство» общения в классной комнате,

осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для обучаемых каждой возрастной группы. Во-вторых, работа над проектом – творческий процесс. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося

самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. В-третьих, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя.

Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения

языку, В-четвѐртых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранным языкам и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игры.

Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующих определенных языковых средств, для ее разработки и решения.

Можно выделить следующие типы проектов:

исследовательские проекты

творческие проекты

ролево-игровые проекты

информационные проекты

практико-ориентированные проекты

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

Ролево – игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево – игровая.

Информационные проекты.

Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентировочные проект

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников: документ, созданный на основе полученных результатов исследований по экологии, биологии, агрохимии, истории, литературы и др.; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.д.)

По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные — между двумя партнерами разных школ, регионов, стран; парные — между парами участников; групповые — между группами. В этом случае роль педагога-координатора особенно важна.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными — для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы; средней продолжительности — один-два месяца; долгосрочный — до года.

Основные требования к проекту.

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецко-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями; проблема обучения).

2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т. д.)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.)

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

1)Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2)Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3)Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

4)Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5)Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями.

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнения заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важнейших задач:

-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

-учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

-в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

-в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;

-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видео запись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ;

2)Выдвижение идеи учителем на уроке;

3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).

II.Организация работы:

1)Формирование микрогрупп;

2)Распределение заданий в микрогруппах;

3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

III.Завершающий этап:

1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);

2) Обсуждение способа оформления проекта;

3)Документирование проекта;

4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;

5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)

Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Считаю, что большинство детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей;

-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;

-создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся.

Мы подготовили совместно с учащимися нескольких проектов:

1.Проект «Праздник алфавита» (2 класс)

2. Проект «Как я провёл лето» (3 класс)

3. Проект «Моя классная комната» (4 класс)

4. Проект «Я и моя семья» (5 класс)

5. Проект «Рождество в Германии» (5 класс)

6.Проект «Осень» ( 6 класс)

7. Проект «Моя школа» (6 класс)

8. Проект «Моя Родина» (7 класс)

9. Проект Путешествие по Германии (8 класс)

10 .Проект «Проблемы молодежи» (9 класс)

11. Проект «Нация» (10 класс)

12. Проект «Экология» (10 класс)

13. Проект «Музыка» (11 класс)

14. Проект «Моя будущая профессия» (11 класс)

Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаѐт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер, даѐт возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать

педагогическую поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета «Иностранный язык».