Проектная и исследовательская деятельность на уроках химии и биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овгортская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Проектная и исследовательская деятельность на уроках

биологии и химии

(районный семинар учителей биологии и химии)

Голубева Инна Валентиновна,

учитель биологии и химии

Овгорт, 2013

Главным показателем успешной работы учителя-предметника было и остается качественная успеваемость. Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».

Задача современного образования — формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. В связи с этим, в образовательных учреждениях внедряется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Я опишу свой опыт работы.

Детям младшего и среднего подросткового возраста важны не отдельные занятия, а непрерывный процесс деятельности, который дает простор инициативе, творчеству, удовлетворяет любознательные потребности ребенка. Планирование, конструирование, изучение, исследование, поиск, участие в конкурсах, в деловых творческих играх — все это формирует активную жизненную позицию подростка. Однако желание проявить себя в различных испытаниях часто угасает от неуверенности в своих возможностях и зачастую нераскрытых способностях. Разрешить данную проблему ребенка, дать возможность поверить в свои силы, способности, знания, проявить одаренность – во всем этом помогает метод проектов.

Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, который позволяет реализоваться обучающимся с различным уровнем обученности, творческим потенциалом и индивидуальными способностями. Проектная деятельность обучающихся — совместная деятельность, направленная на достижение коллективного результата деятельности.

На уроках биологии в 7 классе при изучении крупных систематических групп отводится несколько часов. Необходимо познакомить школьников с особенностями строения, образа жизни, многообразием видов, провести лабораторные или практические работы. При изучении темы «Птицы» мы реализовали проект «Птицы Ямала». Многие ребята уже выполняли проекты по другим предметам, поэтому им не составило труда наметить план, назначить сроки, решить, кто какую информацию будет собирать. В течение двух недель ученики собирали материал. Основная группа сильных учеников – это школьники, которые готовятся к олимпиаде по биологии, приготовили презентацию о распространенных и редких птицах Ямала, составили викторину о птицах, приготовили сообщения о происхождении птиц, их миграциях. Пять мальчиков принесли разные перья птиц и сделали коллекцию. В дальнейшем, на основе этой коллекции провели лабораторную работу «Строение пера». Творческие способности развиты у многих детей, поэтому было много рисунков птиц, кроссвордов, сборников загадок. На итоговом мероприятии была оформлена выставка творческих работ, проведен конкурс «Знатоков птиц». По мере выполнения проекта и накопления материала мне, как учителю, также было интересно проводить уроки и практическая работа «Многообразие птиц. Экологические группы птиц» была проведена в форме орнитологической экспедиции (Презентация «Орнитологическая экспедиция»).

Тему «Птицы Ямала» выбрали мальчики из 7 Б для выступления на школьной научно-практической конференции. В этом году решили подробно изучить боровую дичь.

Метод проектов позволяет эффективно спланировать изучение темы, разносторонне представить предмет изучения, оригинально презентовать и найти практическое применение темы. Выступление перед аудиторией или проведение опроса, анкетирования развивает коммуникативные способности, помогает в социальной адаптации детей из небольших населенных пунктов в условиях быстро меняющегося информационно-технологичного мира.

Преподавание биологии и химии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом, лабораторными или практическими работами. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Эффектные химические опыты вредны для здоровья. Все это снижают интерес и мотивацию к обучению. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. У некоторых школьников доминирует кинестетический тип восприятия информации. Поэтому для них и наглядное и аудиальное представление материала затруднительно понять и усвоить. Но так как в классе есть дети с различными типами восприятия информации (визуалы, аудиалы, смешанные типы), то все они находят себя в реализации учебных-творческих или исследовательских проектов.

Поэтому, изучая новую тему, мы часто проводим лабораторную работу, мини-эксперимент. На уроках я стараюсь составить такие задания для самостоятельного выполнения, чтобы ученики могли одновременно развивать память, речь, коммуникативные способности и использовать преимущества собственного типа восприятия информации, то есть самосовершенствоваться.

Например, на уроке биологии в 11 классе, в разделе Экология изучаем «Сукцессионные изменения» (презентация). Мини-исследование по определению собственного типа восприятия информации. Насколько легко или трудно было выполнять задания определяют по 5-ти бальной шкале. В конце урока делают выводы какой тип необходимо развивать.

Другой пример, на уроке биологии в 8 классе, изучая тему «Пищеварение в ротовой полости», ввожу элементы деловой игры – Центр здоровья. Ребята посовещавшись, распределяют роли профессионалов, которые работают в Центре здоровья: дантисты, стоматологи, биохимики, специалисты по гигиене и другие (презентация «Пищеварение в ротовой полости»).

Исследовательская деятельность школьного лесничества

Я не ставлю перед собой задачу воспитать будущих ученых или участников научно — практических конференций. Я лишь стараюсь помочь воспитанникам увидеть необычное в обычном. Применяя технологию исследовательской деятельности, активно внедряется личностно-ориентированный подход. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – это помочь им раскрыться, развить собственные идеи», — писал еще И.Г.Песталоцци.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа каждой конкретной ситуации. (по Селевко, 1998).

Для юного исследователя очень важно иметь хорошую зрительную и слуховую память. Природа позволяет нам тренировать свой мозг также как и мышцы. Для развития зрительной памяти использую простое упражнение с салфеткой (Играя, обучаемся. Выпуск 1,1999). На стол заранее кладу различные небольшие предметы (канцелярские, бытовые, природные материалы и т.д.) общим количеством от 8 до 20 и накрываю их тряпочной салфеткой. Затем ребята подходят к столу, я снимаю салфетку ровно на 10 секунд. За это время дети должны запомнить как можно больше предметов. Далее салфеткой снова закрываю стол, а ученики каждый индивидуально записывают на отдельных листках бумаги предметы, которые они запомнили. Потом сверяем, кто сколько запомнил. На первых таких упражнениях дети обычно запоминают от 4-5 до 8 предметов. При регулярных тренировках дети запоминают все 20 предметов. Усложнение данного упражнения провожу в виде дополнительных вопросов: какого цвета были предметы, сколько вещей можно отнести к бытовым или канцелярским, какая надпись была на блокноте, что было изображено на значке, шишки каких деревьев узнали и др.

На занятиях и праздниках любимым упражнением воспитанников стал прием с «волшебным мешочком». В тряпочный мешочек складываю опять же различные предметы, которые можно узнать наощупь или на слух (шуршащие). По очереди каждый ребенок просовывает руку в мешочек и, осязая, запоминает, что лежит в мешочке. Далее дети записывают на листке. Затем сверяем, кто какие предметы узнал. Такое упражнение обостряет слух, улучшает память у детей с преобладающим кинестетическим типом восприятия информации.

На экскурсиях в лес или к реке провожу игру «Звуковая карта». Все дети собираются в небольшой круг и в течение 3-5 минут слушают звуки природы. Затем по памяти на листке бумаги воспроизводят, с какой стороны они услышали какой-то звук. Отмечают условными значками или словами. Далее каждый ребенок рассказывает, что он услышал. Этот прием помогает быстро концентрировать внимание, развивать слуховую память и ориентироваться на местности.

Иногда во время экскурсий мы видим великолепные картины природы или находим такие виды растений или насекомых, которые детям необходимо запомнить очень надолго, так как эта информация может пригодиться детям на олимпиадах, конкурсах или каких-либо других мероприятиях. Как правило, во время экскурсий дети получают очень много информации и, чтобы не получилась путаница, применяю упражнение «Фотоаппарат» (Играя, обучаемся. Выпуск 2, 1999). Упражнение проводится в парах. Один ребенок из пары закрывает глаза, он будет исполнять роль «фотоаппарата». Другой ребенок из пары — «фотограф». Выбрав очень красивый цветок или насекомое, фотограф настраивает фотоаппарат, то есть подводит своего напарника к месту, слегка поворачивает голову так, чтобы взгляд «фотоаппарата» сразу попал на этот цветок или насекомое. Затем быстро открывает глаза и, у «фотоаппарата» происходит мгновенное запоминание предмета. Выполняя это упражнение необходимо учесть, что показанная картинка запомнится на много лет, поэтому она должна приносить эстетическое удовольствие. Спустя некоторое время запечатленная в памяти картина может пригодиться для художественного изображения красками или карандашами, а этот ребенок будет помнить сюжет картины до мельчайших подробностей.

В целом же эти несложные упражнения помогают развивать внимание, память, выборочно запоминать информацию, быстро анализировать, что в итоге помогает в проведении исследовательской работы и учебной деятельности в школе.

На занятиях творческого объединения исследовательская деятельность позволяет всесторонне развивать способности ребенка: методичность в выполнении эксперимента, конспектирование дополнительной литературы, составление реферата, аналитические и логические навыки мышления, проявление инициативы и развитие коммуникативных качеств, выступление перед аудиторией, аккуратность, трудолюбие. Это и многое другое сказывается на конечном результате исследований.

В 2012-2013 учебном году ребята из школьного лесничества «Совёнок» выполняют несколько исследовательских работ. Девочки из 5 А класса учатся делать описание деревьев, их работа так и называется «Деревья Овгорта» (Приложение 1). Они определили высоту деревьев, диаметр ствола, нашли информацию о хвойных деревьях в Красной книге ЯНАО и в сети интернет. Девочки из 7 Б класса для исследования выбрали тему «Лекарственные растения Шурышкарского района». Ими составлен список видов растений, которые применяют в официальной и народной медицине, оформлен сборник рецептов «Зеленая аптека». Мальчики из 7 Б класса проводят наблюдения за птицами. Тема их исследовательской работы «Птицы Ямала». Большую помощь в проведении экскурсий и сбора информационного материала оказывает мастер участка леса Мужевского лесничества ОАУ «Леса Ямала» Дробов Сергей Петрович. Ребята составили мультимедийную презентацию на основе собственных фотографий и наблюдений.

Любая исследовательская деятельность подразумевает публичное выступление. Сообщение о своих открытиях сначала репетируем на занятиях школьного лесничества, а потом выходим с докладом на школьную научно-практическую конференцию. В 2013году конференция школьников будет проведена в апреле.

Большую помощь в проведении исследовательских работ и занятий школьного лесничества оказывают современные компьютерные (информационные) технологии. Мультимедийный проектор и интерактивная доска стали надежным помощником в проведении массовых мероприятий с детьми, например, тематические линейки, экологические праздники. Мероприятия проходят с интересными видеорядами, звуковым оформлением, анимационными эффектами. Для семиклассников проведено внеклассное мероприятие, посвященное Дню защиты морских млекопитающих (День Кита, 19 февраля). Ученики узнали много новой информации и испытали себя в роли ведущих, дикторов, оппонентов (Приложение 2). В каждом сообщении детям потребовалось развивать навыки публичного выступления и приоткрыть артистические способности.

На занятиях, когда требуется показать фотографии редких животных, их повадки, среду обитания, не всегда бывают под рукой нужные книги или иллюстрации. А материал на электронном носителе очень удобен в применении. Поэтому провожу занятия с использованием видеопроектора или компьютерного дисплея. Мною разработаны занятия с мультимедийной презентацией «Сезонные изменения животных», «Биоценозы Ямала и нашей планеты», интерактивная игра «На лесных тропинках Овгорта». Индивидуальная работа или работа в малых группах с применением компьютера позволяет воспитанникам дифференцированно усваивать материал. При этом реально учитываются индивидуальные возможности детей и их тип восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический (Апатова, 1994). Это в дальнейшем помогает в проведении исследовательских работ и подготовке выступлений.

Экологическое воспитание через школьное лесничество способствует непосредственному общению с природной средой, формированию чувства прекрасного через любование природой. А для этого необходимо быть очень наблюдательным, внимательным, любознательным. Развитие творческих и исследовательских способностей как минимум, а как максимум – развитие соответствующих компетенций является весьма актуальным в современном образовании детей. Важным этапом в становлении личности ребенка является исследовательская деятельность.

Началом пути  по реализации ФГОС стало использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский), особая роль отводится использованию метода творческих проектов, его возможностей в реализации компетентносного подхода.) Так как организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, то оценке сформированности надпредметных умений также отношу результаты конкурсов-проектов, в которых учащиеся принимают активное участие.

Адресная направленность

Представленный материал в первую очередь я адресую учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования, руководителям кружков, а также классным руководителям и организаторам коллективно-творческих дел и досуговых программ школьников. Поскольку развитие творчества и наблюдательности, навыков исследования необходимо на протяжении всего школьного периода и является актуальным во всестороннем развитии детей, то любому учителю и воспитателю будут полезны интерактивные приемы и упражнения.

Литература

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994.

Играя, обучаемся. Выпуск 1. – Серия «Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь». — Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999.

Играя, обучаемся. Выпуск 2. – Серия «Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь». — Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.



"
"