Проектная и исследовательская деятельность в школе – осознанная необходимость Статья в

ПЯТЫЕ ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

НАУЧНОЙШКОЛЫ Т.И. ШАМОВОЙ

Сборник статей

Москва

2013

Проектная и исследовательская деятельность в школе – осознанная

необходимость

Якимович Раиса Алексеевна, учитель химии, руководитель секции естественных наук

НОУ ГБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 879, г. Москва, email:

[email protected].ru

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека

организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую

перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и,

осуществив его, достичь цели. Многочисленные исследования, проведенные как в

нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в

политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и

овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности. Школьные

стандарты нового поколения ориентированы не только на достижение предметных

образовательных результатов, но и на формирование личности учащегося, овладение

им универсальными, метапредметными способами учебной деятельности,

обеспечивающими успешность в учебно-познавательной деятельности на всех этапах

его образования.

Сегодня необходимо искать пути эффективного формирования и развития

универсальных учебных действий. Одним из них является переход от

репродуктивных методов обучения к исследовательским. Они обеспечивают

эффективное формирование знаний и умений, способности самостоятельно,

творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать

учащимся инициативу в организации познавательной деятельности, побуждают к

развитию познавательной активности, создают условия для реализации и

совершенствования личности. В процессе исследовательской работы идет воспитание

творческой личности, способной свободно применять знания в своей деятельности.

Так развитию исследовательских умений учащихся в основной школе способствуют

исследовательский метод и метод проектов (Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И.

Савенков, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и др.)

Организация исследовательской деятельности обучающихся в школе требует

грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач

организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения,

организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-

педагогических. В нашей школе эти задачи решались через организацию

деятельности педагогов в ГЭП «Учебно-методическое и управленческое

сопровождение компетентностно-ориентированного образования учащихся». Наличие

инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с научным

консультантом, доктором педагогических наук, профессором кафедры управления

образовательными системами МПГУ С.Г. Воровщиковым помогло самим педагогам

достичь определённого уровня научно-методической подготовки владения

исследовательским методом.

Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся в нашей школе

варьируются по ступеням общего среднего образования: в 1-4-х классах это мини-

проекты, над которыми учащиеся работают и которые защищают во внеклассной

учебной деятельности в форме ролевых игр; учащиеся 5-7-х классов вовлекаются в

проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках, во внеурочной

учебной деятельности; учебная деятельность учащихся 8-9-х классов осуществляется

как частично исследовательская деятельность на уроках и в рамках научного

общества учащихся; на этапе 10-11-е классы создается ситуация научно-

исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся

В основе организации проектной деятельности учащихся школы лежит метод

учебного проекта. Этот способ организации самостоятельной деятельности учащихся,

направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе

проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,

исследовательские, поисковые и прочие подходы активно используется педагогами

школы. Для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в

группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,

позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,

принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими

учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный

способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное

значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и

воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности

старшеклассника: анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка

ведущей проблемы, постановка задач; целеполагание и планирование деятельности;

самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения

проблемы в рамках проекта); презентации (самопредъявление, формирование

имиджа) деятельности и ее результатов; готовить материал для проведения

презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный

продукт проектирования; поиска необходимой информации, ее систематизации и

структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного

поля); применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и

нестандартных ситуациях; выбора, освоения и использования технологии адекватной

проблемной ситуации и конечному продукту проектирования; проведения

исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему

огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в

собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Сформированность у

школьников исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность

выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому

обучению, помогает реализовать их жизненные цели.

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует

формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени,

отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает

интерес учащихся к предмету.

В течение нескольких лет мною ведется работа по организации проектно-

исследовательской деятельности учащихся.

Очень важным считаю подготовительный этап. В начале учебного года на уроках я

знакомлю учеников с проектами прошлых лет, возможными новыми темами

проектов, приветствую тех, кто приходит со своими вопросами и проблемами,

требующими исследования и ответа. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке

появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к

предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к

выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер.

Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды

проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные.

Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное

время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения

нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление.

Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но

и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения

проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно

сделать выводы: работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и

способствует повышению интереса к химии, уроки проходят более оживлённо,

увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена, появился

стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания,

результат проделанной работы.

Очень важен этап оценки проекта: представление результатов на уроке, на

заседании НОУ, участие в различных конкурсах исследовательских и проектных

работ. Очень приятно, что ребята не только учатся выполнять работы, но и успешно

их представляют.

Список литературы

1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

//Народное образование. – 2000. – № 7. – С 151-157

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования

мировоззрения //Народное образование. – 1999. – № 10

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Народное образование,

2001. – 272 с.