Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы на уроках мате

Роль учителя математики в проектной деятельности учащихся.

Ахметова С. Ф.

Лучших результатов добивается не обязательно тот,

у кого самая умная голова, а скорее тот, кто лучше всех умеет координировать

работу своих умных и талантливых коллег.

Джонс

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь раскрыть свои способности. В последнее десятилетие стало очень популярно использовать в практике школьного обучения метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области .Этот метод (известный также и как метод проблем) впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком, учеником философа и педагога Джона Дьюи, в 20-е годы XX века. Уильям Килпатрик предлагал выстраивать систему обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и способности. В России идеи проектного обучения разрабатывались практически параллельно с исследованиями зарубежных педагогов. Так, в 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была создана группа педагогов-исследователей, активно использовавших этот метод. Реализовать требования подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов современности, на мой взгляд, в наибольшей степени способен метод проектов. В своей практике я использую метод проектов. В основе проектной деятельности лежит не указание учителя, а собственное желание и инициатива учащегося. Какая же роль остается учителю? Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать, четко определить учебные задачи. Желательно сразу спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использоваться метод проектов. Также необходимо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Ведь учитель выступает в роли консультанта.

Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учеников и учителя. Рассмотрим последовательность выполнения проекта.  Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы каждого ученика;- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею. Сначала формируются группы учеников, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются учащиеся разной успеваемости.  При организации проектной деятельности учащихся я придерживаюсь следующих основных этапов организации работы: 1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, определение темы проекта). Нулевая точка отсчета. Редко когда учащиеся в состоянии правильно выбрать тему исследования и проекта. Роль учителя на этом этапе – посеять (не навязать) разумное зерно, т.к. проект не должен быть мыльным пузырем, он должен иметь практическое решение и применение в жизни, поэтому тема проекта определяется на основе практики. Следующий шаг- правильное формирование цели и задач проекта, т.к. это поможет учащимся не распыляться и правильно отбирать нужную информацию. 2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Это первая ступень – учитель раздает «роли», правильно определяя умственные и психологические возможности каждого участника проекта. Необходимо помнить, что, по возможности, надо постараться избежать разочарований детей в работе, т.к. это может отбить желание в будущем приниматься за какие-либо исследования. 3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по выбранной теме). Роль учителя — корректировать ход выполнения работы. На данном этапе очень важны межпредметные связи, чтобы учащиеся не зацикливались в рамках одного предмета, а с помощью учителя увидели, как тесно пересекаются, казалось бы, совсем разные предметы. Очень важно чтобы на этом этапе работы учащиеся использовали как можно больше разных видов работы: опросы, интервью, анкетирование. 4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал). Я предлагаю использовать различные способы оформления результатов: устный отчет; письменный отчет; отчет-резюме, компьютерная презентация, эссе. 5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется по выполнению проекта). На этапе презентации я отрабатываю с учащимися умения кратко излагать свои мысли, логически выстраивать сообщения.

6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, отмечает успехи каждого). Я считаю, что очень важно положительно оценить результаты работы детей над проектом, подчеркнуть их индивидуальный вклад в проект. Мною ведутся записи по результатам деятельности учеников на отдельных этапах проекта. Я оцениваю не объём освоенной информации, а применение информации для достижения поставленной цели. Кроме того, каждый учится самооценке. Иными словами, проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как “обучение через делание”, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый опыт. От учителя требуется умение постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Учитель становится научным руководителем, который исследует вместе с детьми, ищет доказательства, помогает сделать выводы. Он, ни в коем случае, не навязывает свои знания, а принимает точку зрения учеников, режиссируя ее, направляя в нужное русло.

Я на своих уроках использую как большие (долгосрочные проекты), так и короткие проекты, приуроченные к определенной теме урока. Не секрет, что для школьника в любом возрасте очень трудным является создание проекта и в этом я стараюсь им помогать. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Что же касается урока, то ребятам очень нравится такая форма проведения урока. Они ощущают значимость, повышается интерес к изучаемому материалу, а следовательно самостоятельно приобретаются новые знания, развивается навык исследования, в результате обучение становится эффективным. Я использую метод проектов в работе с учащимися начиная с 5-ого класса. В 5-6 классах дети выполняют небольшие мини – проекты в течение одного занятия такие как « Возникновение чисел», « Старинные русские меры или старинная математика», « Математика в жизни человека», «Задачи на переливание жидкости», в 8- 9 классах учащиеся выбирают темы посложнее :«Последние цифры степеней», «Страна треугольников», «Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии», « Применение подобия треугольников при измерительных работах». В связи с переходом школы на предпрофильное обучение учащиеся 9-ого класса выполняют проекты не только в рамках учебного предмета математика, но и на элективных курсах. Кроме того, некоторые проекты учащихся становятся основой для рефератов. Выпускники выбирают темы проектов в соответствии с будущей профессиональной направленностью и подготовкой к итоговой аттестации: «Построение графиков сложных функций», «Нестандартные способы решения квадратных уравнений», «Элементы статистики», «Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье», «Расчет питания». На протяжении нескольких лет мои учащиеся становятся участниками и призёрами разных конкурсов предметных проектов. Один из таких успешных проектных работ моих восьмиклассников- работа на тему ««Математическая составляющая в построении орнамента (на примере изделий декоративно-прикладного творчества)» В заключении отмечу, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний и умении самостоятельно анализировать ошибки, снимается страх “плохой оценки”, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность, как педагога, так и учащегося, занимает особое место в процессе обучения.