Проектная деятельность учащихся на уроках музыки

Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках

СЛАЙД

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

СЛАЙД

В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования.

СЛАЙД

Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

СЛАЙД

Проект специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь».

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в школах США. Основоположником был американский философ-идеалист

СЛАЙД

Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.

СЛАЙД

В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».

В 30-е годы идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде.

Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания

.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

СЛАЙД

личностно ориентирована;

характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Проектная деятельность, как нам кажется это новый вид деятельности, как ученика, так и учителя, но если как следует нам разобраться, то этот вид деятельности для нас совсем не новый. Ведь каждый из нас проводил такие уроки, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Считается, что это самый \эффективный проект, он занимает всего несколько уроков.(О СЕБЕ)

СЛАЙД

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами:

предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование

исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.

СЛАЙД

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру:

мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

Необходимо через различные формы организации:

урок,

профильное обучение,

групповую,

индивидуальную,

парную формы работы

формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение таких предметов, как музыка и искусства. Так как на этих уроках происходит созидание через творчество. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы проекта.

Результатом такого метода могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

СЛАЙД

Главные цели введения метода проектов

в практику преподавания музыки:

СЛАЙД

·                   показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

·                   реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

·                   продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

·                   подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

В основу урока должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства, видит в них не только средство получить оценку, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Поэтому обозначу вопросы,

СЛАЙД

которые для меня и сегодня важны:

как организовать уроки искусства исследовательской направленности

как найти тему для исследования и самое главное

как сделать занятия увлекательными и плодотворными

На многое я для себя уже ответила.

Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с музыкальным произведением или другим видом искусства, применить имеющиеся умения анализировать увиденное или услышанное, или прочитанное.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации.

СЛАЙД

Условиями успешности проектной деятельности становятся:

личный интерес учащегося;

четкость и конкретность постановки цели проекта;

определение планируемых результатов;

констатация исходных данных.

В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

тематика музыкального проекта должна быть актуальной

проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации

необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

 СЛАЙД

 

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

-формируются группы, где перед каждым стоит своя задача

-распределяются обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

 5. Подведение итогов проектной работы.

.

 

 По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов»

3.Сценарные проекты  — сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

ПРОЕКТЫ БЫВАЮТ

По признаку предметно-содержательной области:

·                   монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)

·                   межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)

 

 

 По количеству участников проекта:

·                   индивидуальные

·                   парные

·                   групповые

 По продолжительности проекта:

·                   краткосрочные(2-6ч.)

·                  средней продолжительности(12-15ч.)

·                   долгосрочные

  По результатам:

·                   доклад, альбом

·                   афиша

·                   видеофильм

·                   мюзикл

       Заключение

 

Опираясь на теоритическую литературу, учитывая свою практику, могу сделать вывод:

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому, учиться действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства, помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно — исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей.

В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.

Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

 

 

 

 Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания.