Проектирование рабочей программы по музыке 2 класс

в ГОУ Педагогическая академия последипломного образования

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

ИТОГОВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» для

2 класса образовательных учреждений» (УМК «Музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной

Калистратовой Ольги Викторовны, учителя музыки МБОУ Крюковской СОШ, Чеховского района Московской области,

слушателя курсов повышения квалификации

«Проектирование рабочей программы по музыке и формирование универсальных учебных действий»

(кафедральный вариативный модуль, 72 час.)

Научный руководитель Сергеева Г.П., к.п.н., проф.

Москва 2012

Содержание

Цель, задачи проекта…………………………………………………….3

Актуальность изучения требований ФГОС для реализации содержания музыкального образования в начальной школе…………………………………………………………………….4

Пояснительная записка к рабочей программе 2 класса……… .………5

Тематическое планирование уроков музыки в 2 классе………………8

Выводы………………………………………………………………….14

Литература………………………………………………………………15

Цель и задачи

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи уроков музыки во 2 классе:

Формирование интереса и любви к музыкальному искусству

развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;

понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;

накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

воспитание интереса, эмоционально- ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально- ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

формирование опыта музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических,инструментальных, пластических, художественных);

накопление тезауруса –багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, сведений из области музыкальной грамоты, первоначальных знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.

Актуальность изучения требований ФГОС для реализации содержания музыкального образования в начальной школе

Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству (см. журн. «Вестник образования России». — 2004. — № 12). В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.

В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.

Кроме того, актуальность предлагаемой программы объясняется тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2001 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ.

Особое внимание в этом важном документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального образования, в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе — к одаренным детям. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живём на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 2 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Музыкальные образы родного края»; «Гимн»; «Рождество Христово»; «Фольклор — народная мудрость»; «Обряды и праздники русского народа: Масленица и встреча весны». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 2 класс» (М.: Просвещение, 2010), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка. 1-4 классы»» (М.: Просвещение, 2007).

Общая характеристика предмета

Уроки музыки предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении ,разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании. Здесь также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д, Б, Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включённого в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.  Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах , выполнения творческих заданий в рабочей тетради и др.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Освоение базовых культурных, исторических, семейных ценностей, музыкальной культуры региона.

Овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Открытие возможностей для познания чувств и мыслей человека, его духовно – нравственного становления. Развитие способности сопереживать, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

Результаты освоения программы»Музыка» 2 классе.

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты. Результат планируется исходя из целей и задач музыкального образования.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- развитое музыкально- эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально – ценностном отношении к искусству

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

- развитие мотивов учебный деятельности и личностного смысла учения; овладения навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально творческой деятельности.;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- ориентация в культурном многообразии действительности, участия в музыкальной жизни класса, школы, посёлка и др.;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решение различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использование различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.)

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089, от 05. 03. 2004 года;

авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-4 классы. – Москва: Просвещение, 2011 г.);

утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Формы организации учебного процесса:

групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

— урок, экскурсия, путешествие, выставка, комбинированный.

В результате изучения музыки ученик 2 класса должениспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

участия в коллективном пении;

музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;

владеть компетенциями: эмоционально-целостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной.

Выводы

Для проектирования рабочей программы учитель должен овладеть особенностями содержания, организацией образовательного процесса на ступени начального образования; знать цели, задачи, планируемые результаты, формы контроля, формирование универсальных учебных действий на всех видах музыкально-практической деятельности, диагностики и оценки результатов универсальных учебных действий на уроках музыки; овладевание современными образовательными технологиями для эффективного применения их в практической профессиональной деятельности.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Литература:

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» — Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.

« Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской 1 – 4 классы» пособие для учителей М., Просвещение, 2011г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2005г.

фонохрестоматия для 2 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2011 г.

учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2010 г.

«Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2010 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

2.Единая коллекция — http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3.Российский общеобразовательный портал — http://music.edu.ru/

4.Детские электронные книги и презентации — http://viki.rdf.ru/ 5.Электронное пособие для учителей музыки «Музыка 1-4 классы» В., «Учитель»,2012г.

6. Компакт-диск «Праздничный календарь» с музыкальным приложением., В. , «Учитель», 2010

7. Компакт-диск «Музыка и песни» для занятий с детьми., В., «Учитель», 2011

Список дополнительной литературы

1. Затямина Т. А. «Современный урок музыки» . М., «Глобус»,2010 г. 169 с.

2 Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Планета», 2010.- 176с

4. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в ОУ»: учебное пособие. – М.,2010.

5. Сергеева Г.П. Технология анализа музыкального произведения на уроке//Журнал «Наука и школа» — 2011. — № 3 – С.26 – 29.