Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса

Пояснительная записка.

Одна из центральных проблем детей дошкольного возраста готовность к обучению в школе, которая предполагает личностную, социальную, физическую и психологическую готовность. Эффективность учебной деятельности первоклассника определяется его психологической готовностью. Часто поступающие в первый класс дети имеют хорошо сформированные конкретные знания и умения, но с низким уровнем развития психических процессов (внимания, памяти, восприятия, пространственных ориентировок…)

В учебном процессе низкий уровень развития психических процессов показывает, что дети не могут длительное время выполнять учебные задания, испытывают трудности в работе системы глаз – доска, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, испытывают трудности в запоминании и воспроизведении учебного материала. Такие недостатки в психическом развитии ведут к тому, что дети с недостаточно развитыми психическими процессами усваивают учебный материал не в полном объёме. Постепенно становятся неуспешными в обучении, у детей пропадает интерес к учебной деятельности.

Развитие психических процессов является необходимым условием формирования интеллектуальных способностей детей. Важно отметить, что в обучении детей важно развитие не каждой психической функции отдельно, а их согласованность при решении ребёнком познавательных задач и сложных интеллектуальных действий.

Данная программа позволяет выявить уровень развития психических процессов у детей и комплекс занятий по их развитию. Предлагаемые упражнения можно использовать как в детском саду при подготовке детей к обучению в школе, так и с учащимися первого класса параллельно с учебным процессом, как коррекционно-развивающие занятия в группе или индивидуально. Отдельные упражнения можно использовать на уроках в виде разминок.

Программа будет полезна педагогам дошкольного образования, психологам, педагогам, работающим в начальном звене обучения школы.

Содержание развивающих занятий с учащимися первого класса.

№ урока

Развиваемые психологические процессы

Методики

1

Диагностическое.

Внимание.

Память.

Мозговой штурм

Соедини цифры

Заучивание стихотворения.

Запоминание слов.

2

Диагностическое.

Мышление.

Назови одним словом.

Найди лишний предмет.

Логические цепочки.

3

Развитие произвольного внимания.

Развитие наглядно – образного мышления.

Развитие тонкой моторики.

Упр. «Один — много» с мячом

Упр. «Муха»

Упр. «Лунная пропись»

4

Развитие умения ориентироваться на плоскости листа.

Развитие устойчивости внимания. Развитие тонкой моторики.

Упражнение «Лево – право»

« Что, где находится»

«Лабиринт».

5

Развивать умение ориентироваться на плоскости листа.

Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей) Развитие координированных движений.

«Какая птица»

«Объедини слова»

« Сделай бусы»

6

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие вербальной памяти. Устойчивости внимания

Найди девятый»

«На рынке»

«Слова начинающиеся с одной буквы

7

Развитие гибкости мышления. Развитие произвольности внимания.

Формирование умения сравнивать.

Расставь значки по образцу .

Сравни

Сравни слова

8

Развитие произвольного внимания(распределение).

Развитие осязательных ощущений

Найди слова

Сколько знаков.

Разложи в слепую

Чудесный мешочек

9

Развитие мышления ( установление закономерностей).

Развитие мышления – процессы анализа.

Развитие точности произвольных движений.

мозговой штурм

найди фигуры

Часть и целое.

10

Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).

Развитие мышления – процессы анализа.

Развитие устойчивости внимания.

Узнай букву Б

Найди лишнюю букву

Буквы перепутались.

Игра Какой ? Какая? Какие?

11

Развитие произвольного внимания.

Развитие осязательных ощущений.

Найди слова. графические изображения. Разложи с закрытыми глазами

12

Развитие произвольного внимания.

Развитие осязательных ощущений.

Найди фигуры

Куда направилась мышка В Нарисуй по памяти.

Пройди не задень

13

Развитие умения подчиняться словесным указаниям. Развитие мышления – нахождения общих и отличительных признаков.

Развитие двигательной сферы.

14

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие умения устанавливать логические связи

Четвёртый лишний

Запомни и нарисуй

Выполни правильно

15

Развитие умения выделять существенные признаки,

развитие слуховой памяти

Развитие воображения.

Развитие умения выделять существенные признаки,

развитие слуховой памяти

Развитие воображения.

15

Диагностическое.

Внимание.

Память.

Мышление.

Зачёркивание одинаковых знаков.

Запоминание слов.

Назови одним словом.

Найди лишний предмет.

Логические цепочки.

Занятие №1

Цель: диагностика развития внимания, памяти.

Оборудование: бланки с цифрами и линиями,

набор предметов : карандаш, мел, шар, кубик, стакан, коробок, пенал, …

ширма,

мяч.

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Знакомство.

Дети стоят в кругу. По очереди каждый ребёнок называет своё имя и то, что он любит делать.

2. Мозговая гимнастика.

Упражнение «Перекрёстные движения»

Основная часть.

1. Разминка. Мозговой штурм.

Дети отвечают на поставленные вопросы:

Как тебя зовут?Сколько тебе лет?

В каком городе ты живёшь?Какая река протекает?

Когда идёт снег?Какой день недели первый?

Когда тает снег? Когда люди собирают урожай?

2. Упражнение «Соедини цифры»

Детям предлагается бланк с напечатанными на нём цифрами и линиями. В течение 2 минут дети должны соединить на бланке цифры, проведя линии.

3 Упражнение «Заучивание стихотворения»

Детям предлагается выучить небольшое стихотворенье:

Мне учиться очень нравится

Я уроков не боюсь.

Я могу с задачей справиться

Если только не ленюсь.

Дети заучивают стихотворенье хором.

4 Упражнение «Что изменилось»

Детям предлагается рассмотреть расположение ряда предметов, затем все предметы закрываются ширмой, и изменяется расположение предметов или (и) количество, затем детям повторно предлагается рассмотреть предметы и назвать, что изменилось. (повторить 4 – 5 раз).

5 Упражнение «Запомни слово»

Детям предлагается ряд слов, данные слова оно должны зарисовать так, чтобы затем смогли их вспомнить .

Слова для предъявления: лист, мост, лук, пень, шуба, брат, мороз, лёд, ветер, море.

Далее предлагается назвать те слова, которые они смогут вспомнить, опираясь на сои зарисовки.

Заключительная часть.

Подведение итогов:

Что понравилось.

Что было сложным.

Малоподвижная игра « Много и один»

Дети стоят в кругу, ведущий называет предмет во множественном числе, и бросает мяч одному из детей, ребёнок называет данный предмет в единственном числе.

Рассказывание выученного стихотворенья.

Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №2

Цель: диагностика развития мышления.

Оборудование:

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Знакомство.

Дети стоят в кругу. По очереди называют сои имя и фамилию и имя своего друга.

2. Мозговая гимнастика.

Упражнение точки мозга.

Основная часть.

Упражнение «Кто это»

Детям предлагается назвать одним словом два предмета:

Огурец, помидор -яблоко, груша -

Окунь, карась -сосна, берёза -

Земляника, малина -сон, муравей -

Зима, лето -март, сентябрь -

2. Упражнение «Найди лишний»

А Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов, найти лишний предмет, назвать его и объяснить, почему он лишний.

Б Детям предлогается ряд слов из которых они должны выбрать лишнее, и объяснить почему оно лишнее.

Для предъявления:

Скакалка, мяч, песок, кукла.

Река, море , пруд, мост.

Дуб, клён, сосна, ель.

Вилка, ложка, нож, тарелка.

Упражнение «Логические цепочки»

А) детям предлогается продолжить начатый ряд бус

Б) детям предлогается продолжить начатый педагогом ряд из разноцветных полосок картона.

2 красных, 1 синяя, 2 красных, ….

1синяя, 2 красных, 3 зелёных 1 синяя, ….

Заключительная часть.

Подведение итогов:

Что понравилось.

Что было сложным.

Малоподвижная игра« Когда это бывает»

Дети стоят в кругу, ведущий называет явления природы и бросает мяч одному из детей, ребёнок поймавший мяч, называет время года, соответственно названному явлению и возвращает мяч ведущему.

Поблагодарить всех за занятие.

Занятие № 3

Цель : Развитие произвольного внимания.

Развитие наглядно – образного мышления.

Развитие тонкой моторики.

Оборудование: таблица «Подсчитай правильно»

квадрат 5 х 5 клеток, муха

бланк «Лунная пропись»

Ход занятия.

Вводная часть.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст