Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в у

Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в условиях семейного воспитания

Составитель:

педагог-психолог

Тихонова Юлия Анатольевна

Содержание

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Этапы реализации программы

Модули программы

Практические советы для родителей

предполагаемы результаты программы

Пояснительная записка

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в нравственном развитие ребенка.  

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.

2. Цель программы: предоставить методические и практические рекомендации для родителей по сопровождению процесса нравственного развития и воспитания подростков.

Задачи:

показать особенности подросткового возраста;

отразить теоретические основы нравственного развития и воспитания подростков;

диагностика нравственного воспитания подростков;

подобрать материал для родителей по нравственному развитию подростков.

Принципы:

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

2. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

3. Принцип следования нравственному примеру.

3. Этапы и сроки реализации программы

Этап

Основное содержание деятельности

Срок

реализации

1 этап

Подготовительный

Изучение научно-методической литературы по проблемам нравственного развития подростков;

Разработка системы работы с родителями;

сентябрь 2010года — май 2011года

2 этап

Основной

Реализация мероприятий программы;

Организация диагностики обучающихся.

июнь 2011 года-

июнь 2012 года

3 этап

Заключительный

Проблемно-ориентированный анализ итогов реализации программы;

Обобщение и распространение положительного опыта реализации проекта.

июнь 2013 года

4. Модули программы:

Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации);

характеристика подросткового возраста;

теоретические основы нравственного развития и воспитания подростков;

диагностика нравственного воспитания подростков;

рекомендации.

Логика прохождения модуля:

Информационная часть.

Практическая работа.

Рефлексивная работа.

Модуль 1. Характеристика подросткового возраста.

Информационная часть.

Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.[17. c.608]. Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда – напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми» [3,202].

Практическая часть:

Каждый человек, в той или иной мере, имеет понятие о таких чувствах, как стыд, жалость, сопереживание. Это чисто человеческие чувства, нравственные понятия, наличие которых собственно и отличают человека от животного, имеют смысл и существуют только в обществе себе подобных, в человеческом обществе. Формируются (или не формируются) эти понятия с самого раннего детства родителями, которые помогают осознать неясные ощущения, идущие от души, и помогают преобразовать их в нравственные понятия. Эти нравственные понятия и есть собственно душа человека. Но знание нравственных понятий, это необходимое условие, но не достаточное. Только активное пользование нравственными понятиями на протяжении жизни, позволяет держать душу в осознанном (светлом) состоянии. Но что значит активное использование, когда, в какие моменты жизни, человек использует или не использует нравственные понятия, когда он сохраняет или разрушает свою душу? Это моменты нравственного выбора, когда желания тела и души находятся в противоречии. Идущие из души ощущения, осознаваемые человеком как чувства (стыд, жалость, сопереживание), примешиваясь к моделируемым разумом в сознании возможным решениям, ставят разум перед выбором, между решением удовлетворяющем желания тела и решением удовлетворяющем желаниям души. Конечно, не каждая жизненная ситуация требует от человека нравственного выбора, а только та ситуация, когда затрагиваются интересы другого человека, когда интересы людей пересекаются. Приведу несколько простых примеров нравственного выбора: 1. Человек голоден и у него имеется хлеб, и его жена голодная, но хлеба у нее нет.

Первое возможное решение — съесть хлеб самому, удовлетворив требование тела, но при этом жена останется голодной. Второе возможное решение – весь хлеб, или его часть отдать жене, удовлетворив требования души, при этом чувство голода останется. 2. Коммунальная квартира, жить в одной комнате тесно. Первое возможное решение – написать на соседа донос с обвинениями в экстремизме, его сажают и за счет его комнаты улучшаются жилищные условия. Второе возможное решение – найти более высокооплачиваемую работу и купить дополнительную комнату или квартиру. 3. К знакомому пристают хулиганы. Первое возможное решение – не подвергать свое тело опасности, сделать вид, что не заметил и пройти мимо, став потенциальным соучастником нападения. Второе возможное решение – заступится за знакомого, но при этом получить повреждения своего тела. В каждом примере, человек в момент выбора руководствуется критериями, находящимися в нем самом, в его сознании, нет давления правовых актов общества и социальных норм, нет страха нарушения их. В каждом примере, человек, выбирая второй вариант решения, игнорирует желания своего тела, сознательно ограничивает стремление тела к самосохранению и не причиняет вреда (зла) другому человеку, тем самым сохраняя свою душу. Выбирая первый вариант, человек удовлетворяет желания тела, но разрушает душу. И трагичность человека заключается даже не в том, что необходимо каждый раз делать выбор между желаниями тела и желаниями души, а в том, что нет готовых рецептов, готовых решений на все случаи жизни, надо каждый раз решать заново, «с чистого листа»

Рефлексивная часть:

выявление затруднений в работе родителя и ребенка;

подведение итогов.

Модуль 2. Теоретические основы нравственного развития и воспитания подростков

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.

Нравственные ценности проявляются, в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку. Таким образом, искусство является эффективным средством формирования нравственных ценностных ориентаций личности и способно оставить глубокий след в ее становлении, поможет реализовать возможности, приобщить к накопленному человеческому опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам.

Семейные ценности.

Место любви и брака в системе жизненных ценностей подросткового поколения различается в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 13-16 лет обозначаются «родные и близкие», «здоровье», «друзья», то среди респондентов возрастной группы от 17 и старше первые позиции были отданы «любви» и «браку».

Представления подростков о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что треть из них считает регистрацию своих отношений для создания семьи совсем не обязательной, треть допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные придерживаются традиционной точки зрения.

Достаточно высокий рейтинг семьи среди прочих ценностей подтверждается тем, что многие подростки субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи. Однако сегодня семья находится в сложном кризисном состоянии. Об этом говорит огромное число разводов.

Формирование ценностных ориентаций предполагает обязательное подключение ближайшего окружения подростка — родителей и близких ему родных.

Практическая часть:

Мне нравится теория морального развития Колберга. Да, я понимаю ее ограниченность (как и любой теории, в принципе), но, с другой стороны, ничего лучше я пока не встречал. Приведу (классический) пример ситуации морального выбора. Предположим, что Ваш любимый человек серьезно заболел. У Вас нет достаточного количества денег, чтобы купить лекарство, но Вы понимаете, что его можно украсть. Вы бы украли лекарство? Почему?Ответили на эти вопросы?Важно не то, украли бы Вы лекарство или нет, а почему Вы сделали бы такой выбор, т. е. какими моральными принципами Вы руководствовались бы, делая моральный выбор.

Уровни морального развития по Колбергу I. Преконвенциональный уровень: эгоцентричность моральных суждений.Стадия 1. Поступаю, стремясь избежать наказания. Стадия 2. Поступаю, стремясь получить удовольствие и удовлетворить личные потребности.II. Конвенциальный уровень: мораль опосредуется внешними нормами и ценностями. Стадия 3. Поступаю, стремясь нравиться и получать одобрение значимых людей. Стадия 4. Поступаю, стремясь избежать чувства вины и неодобрения авторитетов.III. Постконвенциальный уровень: абстрактные моральные принципы, применимость и обоснованность которых не связывалась бы с авторитетом и социальным порядком. Стадия 5. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей. Стадия 6. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности.

Согласно Колбергу, человек проходит последовательно через все стадии, хотя он не привязывал эти стадии к каким-то определенным возрастным периодам. Позднее он отбросил стадию 6, считая, что ее достигают лишь единичные люди, например, И. Христос или И. Ганди. Колберг также полагал, что даже стадии 5 достигают далеко не все взрослые. Но если честно, такая динамика морального развития мне не очень нравится. Человек ведь поступает в различных ситуациях по-разному. Для меня гораздо полезнее оказывается статическая модель, чтобы отвечать на вопрос: «Как в конкретных ситуациях я рассуждаю, когда делаю моральный выбор?» Это просто помогает мне лучше себя понять…

Рефлексивная часть:

Анализирование работы:

выявление возникших в ходе работе затруднений;

обсуждение итогов, что показалось сложным, что не получилось и т.д.

Модуль 3. Диагностика нравственного воспитания подростков

метод изучения Добра и Зла в ситуации морального выбора (Л.М. Попов, А.П. Кашин);

методика « взаимодействия родитель-ребенок» (Марковская И.М.).

Результаты полученные в июне 2011 года:

Для выявления взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и нравственным развитием подростков был использован корреляционный анализ.

Проведя корреляционный анализ между компонентами мы увидели, что близкие отношения между членами семьи, влияют на удовлетворительные взаимоотношения между родителями и подростками, т.е. чем ближе семейное родство, тем взаимоотношения удовлетворяют обе стороны.

Так же выявили взаимосвязь между эмоциональной близостью и ситуациями связанными с незнакомыми людьми. Это говорит о том, что чем эмоционально ближе родители и подростки, тем они сострадательнее и добрее относятся к окружающему миру и людям которые их окружают.

Так же существенная связь выявлена нами между контролем по отношению к ребенку со стороны родителей и деловыми отношениями со случайными людьми (единовременные), таким образом мы видим, что чем выше контроль со стороны родителей направленный на такие ситуации, тем подростки ответственнее относятся к этим отношениям.

Итак, нами было выявлено, что взаимоотношения родителей и подростков отражаются на их нравственное развитии. Как подростки не хотели бы быть самостоятельными и независимыми, ему не удается правильно и корректно себе вести, так как без контроля они пытаются достигать своих целей различными путями даже если они противоречат требованиям и нормам общества. Родители в свою очередь позволяют себе правильную тактику, они как бы отпускают ребенка и дают ему возможность быть самостоятельным, но в ситуациях требующих их помощи делают так, что подросток доходит сам до правильного решения.

Практические советы для родителей

 Совет № 1 Настройтесь на воспитание. Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

В воспитании ребёнка, особенно в нравственном воспитании, обращённом непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

 Совет № 2 Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на занятиях.

Современные родители мало говорят со своими детьми. Основная причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, заключается в недостаточности между ними общих тем, в недостаточности содержания для прямого личностного общения.

Новый материал позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. У каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание занятий.

Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки. Наверняка, у Вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

 Совет № 3 Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Психологические занятия расширят содержание диалогического общения в семье: ребёнок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребёнку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребёнка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребёнком.

 Совет № 4 Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Они легко образуют различные подростковые группы, в которые не допускают «чужих». Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чьей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребёнком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. В школах будет осуществляться психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните её.

 Совет № 5 Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он должен приобрести, это понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение.

И, всё же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно, если он мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения.

Нравственный человек ведёт безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит любовь. Нравственный человек по-настоящему счастлив.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливы Ваши дети!

6. Предполагаемые конечные результаты реализации программы:

Ожидаемые результаты

Овладение обучающимися системой знаний об основных нравственных ценностях;

Повышение приоритетности семьи в системе ценностей обучающихся;

Повышение уровня взаимодействия семьи и школы;

Повышение степени семейной сплоченности.

Перспектива распространения программы

При положительных результатах реализации программы её могут использовать классные руководители и психологи других классов и школ.

Предполагаемые риски

Включенность не всех родителей в реализацию программе.

Критерии оценки эффективности проекта:

Количество родителей и детей, принимающих совместное участие в мероприятиях программы;

Положительные отзывы родителей и детей о мероприятиях программы;

Повышение уровня взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе