Программа по литературному краеведению_13389

Программа курса « Литературное краеведение в 9-м классе»

Мажаева Т.Н., учитель русского языка

Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна» У каждого из нас есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь, — познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Но порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности. Отсталости провинциальной жизни, о вторичности ее культурного существования. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно-гражданских, нравственных и культурных исканий, было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской действительности, что видно из произведений русских писателей провинции» пишет В.П. Куприяновский. И сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура всегда, так или иначе связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого значительно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации.- Иваново.2000.

Программу «Литературное краеведение» для средней школы предлагают также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.-29с.)

Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Оренбургского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Данный курс литературного краеведения рассчитан на 34 часа. Материал, связанный с Оренбургским краем , можно включить в уроки литературы при изучении творчества А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Л.Н. Толстого и др.

Цели и задачи курса

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Можно выделить следующие цели и задачи:

активизация познавательной деятельности учащихся;

формирование информационной культуры;

формирование навыков коммуникативного общения;

формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;

расширение кругозора учащихся;

закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.

Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет возможности для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать учеников. Учитель должен хорошо знать край, изучать его и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение так же приносит пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного села. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.

Тематическое планирование

1) Кузнецов В.Н. Я посетил места / Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство» 2007.-184с.

2)Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991.

п/п

Темы и произведения основной программы

Формы и организация учебного занятия

Кол-во часов

сроки

1

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина

Учебная лекция

1ч.

2

Г.Р. Державин. «Умом громам повевелеваю…»

лекция

1ч.

3

И.А. Крылова

Загадка русского Эзопа

лекция

1ч.

4

Запись Пушкиным рассказов И.А. Крылова о пугачевщине

лекция

1ч.

5

Картина Оренбурга и его окрестностей

практикум

1ч.

6,7

С.Т. Аксаков. «Ухожу я в мир природы …»

лекция

2ч.

8

С.Т. Аксаков «Буран»

Комментированное чтение

1ч.

9,10

В.А. Жуковский «Одухотворив русскую поэзию»

лекция

2ч.

11

А.К. Толстой «Служа таинственной Отчизне»

лекция

1ч.

12

А.Н. Плещеев

Без страха и сомненья

лекция

1ч.

13,14

Л.Н. Толстой «Опять возрождаюсь к жизни»

Комментированное чтение

2ч.

15

А.П. Крюков

лекция

1ч.

16

«Пустыня»

1ч.

17

«Воспоминание о Родине»

1ч.

18

А.А. Григорьев Ненужный человек

лекция

1ч.

19

В.И. Даль.

Подвиг Даля

лекция

1ч.

20

«Домик на Водяной улице»

1ч.

21

Скачки в Уральске и Оренбурге (отрывки)

Комментированное чтение

1ч.

22,23

А.С. Пушкин

лекция

2ч.

24

Воспоминания В.И. Даля о Пушкине (отрывки)

лекция

1ч.

25,26

Рассказы о Пушкине, записанные П.И. Бартеневым

лекция

2ч.

27

Из писем А.С. Пушкина

практикум

1ч.

28,29

Путь следования А.С. Пушкина в Оренбургскую губернию

практикум

2ч.

30

Оренбургские записи А.С. Пушкина

лекция

1ч.

31

Встреча с Е.А. Тимашевой

лекция

1ч.

32,33

Письма Е. Ворониной из Оренбурга

лекция

2ч.

34

Итоговое занятие

беседа

1ч.