Программа по литературе 9 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Рузаевского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем

заседании методического заседании научно- образовательного

объединения учителей методического совета учреждения

филологических дисциплин

Руководитель МО ________ Руководитель НМС _______ _________ /Сарайкина О.В./

/ Зимина С.Ш. / /Сарайкина О.В./ «____» ___________ 20___ г.

«_____» ____________20___г. «_____» __________ 20___ г.

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

в 9 Б классе

(вторая ступень обучения)

Составитель: Габдуллина Наталья Германовна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2013 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи изучения учебного предмета.

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Содержание курса литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко- литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.), которое продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. – литература XX в. – современная литература).

Общая характеристика предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных школ (5-9 классы), авторы программы В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы.

Имеются некоторые отличия. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Рабочая учебная программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения:

приоритет системно-деятельностного и компетентностного подхода;

популярность проектной деятельности;

трехуровневый результат.

Курс литературы в 9 классе общеобразовательной школы рассчитан на 102 учебных часа (3 часа в неделю).

Процесс обучения предполагается реализовать с помощью следующих форм: семинары-практикумы, проектная деятельность, круглые столы и т. д.

Формы текущего контроля: контроль за качеством знаний осуществляется через систему устных и письменных ответов, работ по развитию речи, тестов, контрольных работ, проверку домашнего задания, чтения стихов наизусть.

Виды контроля:

1.Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение.

2. Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.

3. Итоговый (проверяет результаты обучения за год): контрольная работа (тест), контрольное сочинение.

4. Экзамен (по выбору учащихся) в 9 классе.

Место учебного предмета.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

В системе школьного образования учебный предмет «Литература» обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Результаты освоения курса.

Результатами изучения литературы в основной школе являются:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Тематическое планирование

по дисциплине «литература в 9 «Б» классе»

п/п

Наименование

разделов

и тем

Макси-

мальная

нагрузка

учащего-

ся,

ч.

Из них

Теорети-ческое

обучение,

ч.

Уроки

развития речи,

ч.

Уроки внеклас-

сного чтения,

ч.

Уроки

контро-

ля,

ч.

Экскур-

сии,

ч.

I.

Введение

1 ч.

1 ч.

-

-

-

-

II.

Из древнерусской литературы

4 ч.

3 ч.

1 ч.

-

-

-

III.

Из русской литературы

XVIII века

10 ч.

8 ч.

1 ч.

1 ч.

-

-

IV.

Из русской литературы

XIX века

59 ч.

43 ч.

11 ч.

3 ч.

2 ч.

-

V.

Из литературы

XX века

23 ч.

20 ч.

2 ч.

-

1 ч.

-

VI.

Романсы и песни на слова русских писателей

XIX-XX веков

1 ч.

-

-

1 ч.

-

-

VII.

Из зарубежной литературы

4 ч.

3 ч.

-

-

1 ч.

-

Итого:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст