Приобретение обучающимися позитивного социального опыта

Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок — значит ты воспитатель.  Ш. Летурно.

Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Вместе с педагогическим коллективом я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся лицея-интерната. Целью этой деятельности учителя является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи: 

участие в самоуправлении класса, школы; 

участие в социально-направленной деятельности; 

участие в социальных проектах; 

взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами. 

В 2009-20011 учебных годах я являлась классным руководителем. Нам удалось построить отношения сотрудничества и доверия в классном коллективе.

Целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика,  максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника  в современном обществе.

Цель воспитательной системы — воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и необходимости участия в жизни общества. В основу моей деятельности как классного руководителя положена технология Г. Селевко «Саморазвитие личности школьника», позволяющая стимулировать активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Курс «Познай себя (5 класс)» помогает мне сделать ученика субъектом воспитания.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных  творческих дифференцированных  индивидуальных заданий. Ученик, осознавая свою значимость,  выполняет, как правило,  задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата  своей работы (например, создание цифровых образовательных ресурсов: «Моя Родина — Россия», ….. Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.

Я эффективно работаю над  формированием ученического коллектива, как постоянного, так и сменного состава; осуществляю руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и реализации интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, обеспечивает успешное  продвижение ученика по индивидуальному образовательному маршруту на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий. В 9 «Б» классе, классным руководителем которого являюсь, организовано и действует самоуправление. Ребята активно участвуют в мероприятиях детской организации «Россыпи»:  выборы президента, органов классного самоуправления, оформление классного уголка.

Все вопросы жизнедеятельности класса обсуждали на классном ученическом собрании. Собрание принимает по ним соответствующие решения. Считаю, что именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива. Главное и основное в работе классных собраний – обсуждение и принятие важных решений о деятельности нашего классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания мы выбирали председателя Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются. Практиковались в нашем классе не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

Следующий этап моей деятельности по развитию ученического самоуправления — пробуждение интересов личности моих учеников к управленческой деятельности для решения важных для класса вопросов. Ребята на совете класса обсуждают вопросы школьной жизни, разрабатывали план наших внеклассных мероприятий, анализируют проведённую работу. Актив класса принимал участие в работе органов ученического самоуправления школы. Ребята, посещая учёбу актива, обогащаются новыми интересными идеями, переносят их в классный коллектив. На этом этапе осуществляется осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Хотелось бы отметить, что в нашем классе и особо важную роль в самоуправлении играл информационный сектор: Страницы в Рукописном журнале «Ты да я, да мы с тобой» пополнялись раз в месяц. В кабинете русского языка был создан уголок класса. Он находился на видном месте, на нем помещался основной материал работы. Ученики участвовали в составлении плана работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроле за их исполнением. Считаю, это имело важное воспитательное значение: так как ученики приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности. Раз в 2 месяца проводили классный час в форме деловой игры. Основная моя работа по развитию самоуправления была направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Ученики искали материал и проводили классные часы: «У войны — не женское лицо», «Символы государства», «О правах ребенка в картинках»”. Развитие ученического самоуправления способствовало освоению и реализацию учениками своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу, к родной школе, своей семье, к родному краю. Таким образом, я создавала условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления.

Староста класса, Наталья Безродная, являлась общепризнанным позитивным лидером в классе. Под ее руководством организовывались и проводились общешкольные мероприятия: «Золушка -2011», День матери, «Ежели Вы вежливы» и другие мероприятия.

Непрерывно работая над нравственным воспитанием учащихся, я в 2009-2011 учебном году подготовила и провела классные часы по следующим темам: 

«Добрые традиции нашего дома»

«Омский край благословенный»; «Шербакуль: от века и до века»

«Конвенция о правах ребенка»; 

«И помнит мир спасенный…» (классный час, посвященный Великой Победе) и другие.

С целью формирования патриотического мировоззрения у учащихся участвовали в проведении акций «Листовка ко Дню Победы» (класс занял 1 место), «Мы за здоровый образ жизни». Выпустили плакат, агитирующий за здоровый образ жизни.

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся. В 2012 году Георгелаш Ксения достойно выступила на муниципальной научно – практической конференции «Поиск» по теме «Илья Муромец – миф или реальность?».

Создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка; формирую у учащихся  здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как  духовно-нравственной ценности.

Провожу тематические классные часы о  здоровом   образе  жизни  («Здоровый образ жизни» с использованием материалов интернет — урока по антинаркотической тематике; «Познай самого себя»; «Азбука безопасности в зимний период», беседы («Здоровое питание», «Профилактика гриппа»), родительские собрания («Организация здорового питания подростка», «Нравственные ценности учащихся»).  В рамках программы «Здоровье» ведется мониторинг здоровья учащихся. Организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся,  чередую различные виды деятельности (4 вида за урок), провожу «физкультминутки», рационально использую время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.  

С целью повышения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожного травматизма  регулярно провожу классные часы, викторины, настольные игры («Дорожные знаки»), инструктажи по правилам безопасного поведения на улице и правилам дорожного движения, в период замерзания и вскрытия рек и озер, акция «Внимание – дети!», способствующие    сохранению  и восстановлению психического и физического здоровья учащихся, профилактике вредных привычек, правонарушений и асоциальных проявлений в детско-подростковой среде. Большое внимание уделяю защите прав и интересов обучающихся, безопасной работе школьников в сети Интернет. Мои воспитанники вошли в десятку лучших по России по итогам интернет- конкурса «Найди свой ответ в WWW”и получили 4 Диплома и призы.

На уроках профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая учащихся к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, семинары, зачёты, конкурсы, телемосты, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы  прочно вошли в мою методическую систему.

Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности,  — видеоролики для учителей со словами благодарности, фотоальбомы для классного руководителя, поздравительные открытки для родителей – радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между педагогом, учащимися и их родителями. Также широко используются технологии организации воспитательной деятельности: методика коллективных творческих дел И.П.Иванова, методики организации групповой деятельности детей Н.Е. Щурковой, игровые и коммуникативные технологии. Мои ученики – активные участники дистанционного обучения, сетевых олимпиад, фестивалей, конкурсов-проектов. Без труда вовлекаю большое количество детей в различные сетевые проекты, например, проект «Моя малая Родина» (участники – учащиеся 7-х – 11-х классов; проект воспитывает в  каждом ребёнке качества Гражданина, Патриота). Проект – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону — родителей.

Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика,  привлекаю своих воспитанников  к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, сельского поселения, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей (акция «Милосердие).

Одной из главных задач моей педагогической деятельности является планирование и осуществление контроля за  качеством знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Мною учитываются возрастные особенности обучающегося, уровень его развития и образовательных достижений, проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, диагностика уровня воспитанности учащихся, ведется карта мониторинга уровня сформированности социально-мотивационных компетентностей учащихся. Пропусков занятий без уважительных причин у моих воспитанников нет.

Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.

С целью формирования патриотического мировоззрения у учащихся участвовали в проведении акций «Листовка ко Дню Победы» (класс занял 1 место), «Мы за здоровый образ жизни». Выпустили плакат, агитирующий за здоровый образ жизни.

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся. В 2012 году Георгелаш Ксения достойно выступила на муниципальной научно – практической конференции «Поиск» по теме «Илья Муромец – миф или реальность?».

Лучшие моменты из жизни класса отражаем в электронных фотоальбомах и видеороликах.

Учащиеся в течение года работают в различных направлениях, помогая друг другу или выполняя совместно какие-либо дела. В таблице представлены наиболее значимые дела за этот учебный год.

п/п

Направление работы

Кол-во уч-ся,

принимавших

участие в теч.

года

Достижения учащихся в данном направлении,

наиболее значимые мероприятия

1

Трудовое

16

Ремонт класса в осенние каникулы

2

Экологическое

16

Озеленение школьного двора,

сельского поселения

3

Патриотическое

15

Открытый классный час «У войны не женское лицо…»

4

Спортивно-оздоровительное

15

2 место (мальчики) в соревнованиях по волейболу (школа – училище),

2 место в легкоатлетической эстафете

5

«Досуг»

5

Солисты танцевальной группы: Ладикан М. Радченко Вика, Радченко Виктор, Дикань Е, Эрлих Е.

6

«Росток»

9

Организация спортивных соревнований

7

«Лидер»

3

Безродная Н. – член объединения «Россыпи»

8

«Милосердие»

18

Помощь пожилым людям

Раз в месяц проводится классное собрание, на котором обсуждаются любые вопросы жизнедеятельности класса, принимаются необходимые решения. Для того чтобы решение было конкретным, понятным каждому, часто используется приём «мозгового штурма», тогда все принимают участие в обсуждении возникших проблем. Дежурство по школе, по классу организуется и осуществляется самими учениками. Учащиеся помогают осуществлять контроль за ведением дневников, за наличием второй обуви. В связи с активной подготовкой учащихся к ЕМЭ не только составлены индивидуальные образовательные маршруты, но и образованы группы взаимопомощи.

Одним из важнейших направлений работы является участие обучающихся в социально направленной деятельности. На протяжении многих лет работает группа по программе «Милосердие». Учащиеся оказывают пенсионерам посильную помощь. В контакте с социальным педагогом ведется работа с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины.

Воспитанники участвовали в акциях «Помоги ребенку», «Ветераны живут рядом», «Я гражданин России», в классных часах «Герои живут рядом», «Родная школа – путь к вершинам спорта». Родители активно участвуют в школьном образовательном процессе, положительно отзываются о работе школы.

Используя различные методики изучения классного коллектива, наблюдая за учащимися, беседуя с ними, можно сделать следующие выводы: класс представляет сплоченный коллектив, в основном способных к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности. Конечно, это результат совместной работы всего педагогического коллектива школы.