Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии

Ларионова Татьяна Петровна

МОУ Евсеевская СОШ, Россия, гавловский Посад

Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии (обслуживающий труд).

Дети, которые в сентябре придут в 1 класс, горят нетерпением: для них школа – неизведанная страна, они хотят завести новых друзей, начать совершенно другую жизнь – учиться! Но, к сожалению, проходит время, и посещение школы для некоторых становится делом обыденным и не всегда радостным. Почему так происходит? В чем же истинная причина?

На мой взгляд, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. Поэтому дело учителя, раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. Отсюда вывод – обучение должно быть сугубо индивидуальным, личностно-ориентированным.

В условиях личностно — ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. Такого результата можно добиться при условии, если урок для ученика будет привлекателен.

Привлекательность урока, по-моему, должна заключаться в том, чтобы ученики после него стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке знаний. И уж, конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для того, чтобы больше узнать. А привлекательность учебного процесса является важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной активности учащихся, наличия у них вкуса к познанию, мотивации к образованию, положительного отношения к школе.

Учитель в состоянии сделать каждый свой урок привлекательным, но это требует большой дополнительной подготовки. Надо подобрать материал, задачи, упражнения, составить сотни карточек-заданий, тестов. Это дело не одного года. Но, в конце концов, все окупится сторицей. Урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет приносить последним радость познания.

Надеюсь, что мне удалось добиться того, чтобы фактор привлекательности урока начал давать свои плоды. В основе методов, применяемых для этого на уроках технологии в нашей школе, лежит неоспоримый факт – все дети разные: по-разному усваивают изучаемый материал, имеют неодинаковый уровень практической и теоретической подготовки, разный кругозор, специфические физические и психические данные.

На урок технологии школьники впервые приходят в V классе. Стартовые возможности у них одинаковые. А затем одни уходят вперед в усвоении материала, другие – их большинство – следуют календарному плану, третьи – их единицы – отстают. Ученик, усвоивший определенную тему и выполнивший практическую работу, самостоятельно, раньше всех, может помочь отстающим справиться с поставленной задачей. Т.е. отстающие имеют возможность получить помощь не только от учителя, но и от своих товарищей, находящихся в группе лидеров, часть которых получают звание «консультант».

Этот подход позволил обратить внимание на каждого обучающегося на уроке. Ни один не выпал из поля зрения учителя, все освоили программу, даже слабые ученики, так как для них остался резерв времени, позволяющий уделить им особое внимание.

Удачи и творческих успехов!