Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла

Применение интегрированного подхода в преподавании

предметов естественнонаучного цикла.

Одно из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого обучающегося. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой – интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.

Всё это в целом определило необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению деятельностью школьника в обучении. Одним из таких подходов является интегрированный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

Интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьников, развивая их познавательные и творческие способности, активность, помогает всестороннему развитию личности.

Интегрированное обучение является и целью, и средством обучения. С точки зрения цели обучения основная задача интегрированных курсов и уроков – сформулировать у обучающихся целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как о единой системе, способствовать рассмотрению предметов и явлений с нескольких сторон. Интеграция, являясь средством обучения, помогает преодолеть такие серьёзные недостатки предметной системы, как её мало эффективность при формировании у школьников знаний о фундаментальных понятиях, законах, теориях, единой картины мира, а также при формировании и развитии у них умения самостоятельно приобретать новые знания, обобщать их и систематизировать. Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством реализации учебно-воспитательных, развивающих и методологических задач:

образовательная функция – формирование целостной системы знаний школьников о природе и обществе, единой научной картины мира;

воспитательная – с помощью широких философских обобщений формируется научное мировоззрение;

развивающая – развитие системного мышления, познавательной активности и интереса детей;

методологическая – формирование обобщённых действий.

Таким образом, цель интегрированного преподавания – научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин, например:

окружающий мир познаётся детьми в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла не дают представления о целости явлений;

интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей;

форма урока нестандартна, интересна, использование различных видов работы в течение урока;

интеграция даёт возможность для самореализации, творчества учителя, способствует раскрытию его способностей;

повышается мотивация учения, происходит формирование познавательного интереса;

интегрированные уроки в большей степени, чем обычные, формируют умения школьников сравнивать, обобщать, делать выводы;

интегрированные уроки не только углубляют представления о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней гармонически и интеллектуально развитой личности;

интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают и углубляют определённые выводы, наблюдения школьников в различных предметах, в том числе и предметах естественнонаучного цикла.

В процессе проверки эффективности интегрированных курсов целесообразно проводить контрольные срезы, письменные работы, практические занятия, использовать проектную деятельность, что позволяет отследить результаты и сделать выводы об эффективности интегрированных уроков.

При подготовке к уроку по предметам естественнонаучного цикла необходимо следующее:

создание творческой группы учителей, которая будет разрабатывать и проводить интегрированные уроки по данным предметам;

знакомство с психологическими и дидактическими основами протекания интегрированных процессов в содержании образования;

выделение в программе по каждому учебному предмету сходных тем;

определение связи между сходными элементами знаний;

изменение последовательности изучения тем, если в этом есть необходимость;

отслеживание результатов обучения4

формулирование выводов и дача рекомендаций по проведению уроков такого типа.

В условиях интегрированного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения предметам:

принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей;

принцип единства внутри-и межпредметной интеграции знаний, способов действий, окружающий диалектическое единство и взаимосвязь внутри- и межпредметных связей в обучении;

принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации познавательной деятельности обучающихся, определяющий динамику развития познавательной деятельности школьников в течение каждого учебного года (т.е. по горизонтали) и её преемственность при переходе от одного года обучения к другому (т.е. по вертикали).

Таким образом, организация процесса обучения на основе интегрированного подхода предполагает пересмотр всей методики учебного материала. Это в свою очередь приводит к необходимости разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения процесса интегрированного обучения.

Интегрированное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня.



"
"