Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Что ценнее всего для человека?

«Здоровье», – не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. И каждый урок мы, математики, должны направить на осознание этого открытия.

Вся математика есть результат деятельности воображения и мышления человека. Ведь математические объекты реально не существуют, их нет в природе, вокруг нас, они — -плод воображения и мышления, но отражающие предельно точно этот окружающий мир.

В окружающем нас мире нет геометрических фигур, нет чисел и функций, нет многочленов и уравнений. Но в этом мире есть предметы, имеющие форму, есть совокупность предметов, имеющие величину и количество, происходят явления и процессы, в которых предметы находятся в каких – то меняющихся отношениях. Но отделить форму от предметов, величину и количество от их совокупности, отношения от явления и процессов и сделать эти формы, величины, количества и отношения самостоятельными объектами, нужна была огромная работа в течение тысяч лет человеческого воображения и мышления. Поэтому и изучение математики, овладение ею требует развитого воображения и мышления. Нужно упорно учиться видеть и действовать в уме (это особенно на уроках геометрии, затем на уроках стереометрии). Например, разделить 235698 на 2. Неужели вы будете делить углом? Нет, пишем сразу ответ, выполняя все промежуточные действия в уме.

Или при преобразовании алгебраических выражений, уравнений, неравенств, одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Но однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбие ребят.

В целях подготовки учащихся к урокам информатики можно предлагать примеры в виде блок – схем; строить алгоритмы – большие примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты. Отработке вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка» ( из 4 предложенных на рыбках примеров ребята 1 варианта выбирают примеры с ответом, например 5; а учащиеся 2 варианта с другим ответом).

Следующий вид заданий – круговые примеры, которые позволяют ребятам осуществлять самоконтроль. Или же задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей.

Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят дети всех возрастов, когда уроки оживлены задачами – шутками, заданиями на внимание. А как любят дети сочинять задачи, сказки. Всевозможные формы кодирования ответов привлекает внимание ребят не меньше, чем интересная задача. При устном счете со всем классом удобно использовать различные игры, проводить соревнования между рядами.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют еще ряд приемов и методов:

Групповой метод при решении задач. Работа в парах.

Различные формы работы с книгой.

Использование всевозможных видов, поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений «Лучшему математику», дифференциация домашнего задания).

Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.

Использование на уроках элементов историзма, занимательности.

Использование проблемных ситуаций, изложение материала блоками.

Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе методов решения; связь науки с практикой, анкетирование, тестирование.

Наблюдение за речью, рецензирование по схеме – плану.