Балансировка подвески и колес

План

урока производственного обучения

Специальность: слесарь по ремонту автомобилей

Тема программы: разборочно-сборочные работы несущей подвески и механизма управления

Тема урока: упражнения в устранении неисправностей балансировки подвески иколес

Цель урока: научить учащихся устранять неисправности балансировки подвески иколес

развивающая: развивать мышление и способность принимать решение

воспитательная: прививать интерес к выбранной профессииОснащение урока: плакаты, учебные макеты, инструменты

Ход урока

Организационная часть: (10 мин.) Проверка присутствующих (спец.одежда).

Вводный инструктаж: (30 мин.) Сообщить темы и цели урока. Повторениепройденного урока. Ответить на вопросы учащихся. Раздать инструменты иматериалы для демонтажа и монтажа колес. Подготовить инструменты к работе.

Техническое обслуживание несущих систем и шин

В процессе эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях, продольные и поперечные балки рамы подвергаются изгибу, в них появляются изломы, трещины, ослабевают заклепочные и болтовые соединения. В переднем мосту прогибается, а иногда и скручивается балка оси. Изнашиваются подшипники и их гнезда в ступицах колес, возрастает зазор в подшипниках колес, ослабевает крепление колес к ступице, теряется упругость рессор и пружин подвески легковых автомобилей, рессорные листы ломаются, деформируются обода, повреждаются шины, изнашиваются и разрушаются покрышки (трещины, проколы).

У легковых автомобилей может иметь место деформация штанг стабилизаторов поперечной устойчивости, отказ в работе амортизаторов и др. Из-за этих неисправностей изменяются углы установки передних колес (углы наклона шкворней, схождение и развал колес, соотношение углов при повороте), затрудняется управление автомобилем, повышается износ шин и увеличивается расход топлива из-за повышения сопротивления движения автомобиля.

Разрушение покрышек в эксплуатации происходит в результате повышенного или пониженного против нормы давления воздуха в шинах. Пониженное давление вызывает повышенную деформацию шины и перенапряжение материалов покрышки. Чрезмерное давление воздуха в шине уменьшает площадь контакта с дорогой. Это приводит к преждевременному разрушению каркаса и интенсивному износу протектора. Преждевременный износ и разрушение шин происходят также при повышении максимально допустимых нагрузок. Возможны и механические повреждения шин при движении по плохим дорогам с неисправными рессорами при перегрузке автомобиля, что вызывает касание шин и кузова. Недостаточноедавление воздуха в сдвоенных шинах приводит к взаимному их и истиранию боковых поверхностей. Камеры разрушаются из-за интенсивного нагрева и проколов.

Диагностирование и техническое обслуживание несущих систем заключается в систематической проверке зазоров и шкворневых соединениях, люфта подшипников ступиц колес, оценке состояния рессорной подвески и амортизаторов, болтовых и заклепочных соединений рамы, определении углов установки управляемых колес, осмотре дисков и проверке их крепления к ступице, замере давления воздуха в шинах и балансировке колес.

При ЕО осматривают состояние рессор, проверяют крепление хомутиков, центрового болта, рессорных пальцев и стремянок. Осматривают колеса и шины. Выявленные неисправности устраняют.

При ТО-1 проверяют крепления и при необходимости подтягивают хомутики, стремянки, пальцы рессор, гайки колес и другие детали подвески.

Проверяют люфт в шкворневых соединениях (рис. 30.21).

Для этого поднимают домкратом 2 переднюю ось и закрепляют на балке струбцину с индикатором. Контроль радиального зазора осуществляется перемещением цапфы относительно бобышки передней оси, которое фиксируется индикатором 7. Зазоры замеряют при двух положениях колеса: при вывешенном и опущенном на пол. Поскольку база замера примерно в 2 раза больше длины шкворня, радиальный зазор А шкворня будет в 2 раза меньше значения, зафиксированного индикатором. Осевой зазор К замеряют плоским щупом, вставляемым между верхней проушиной поворотной цапфы и бобышкой передней оси.

Радиальный зазор для грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ не должны быть более 0,75 мм, а осевой — 1,5 мм. Если зазор между шкворнем и втулками больше, то их заменяют.

После контроля и устранения люфта в шкворневом соединении проверяют и при необходимости устраняют люфт подшипников ступиц колес.

При контроле технического состояния шин их осматривают, проверяют давление воздуха, подкачивают, удаляют посторонние предметы, застрявшие в протекторе, проверяют зазоры между сдвоенными шинами (20-30 мм для шин малого размера и 40-50 мм для шин большого размера), состояние вентиля и обода колеса (наличие вмятин, заусенцев и коррозии).

Смазочные операции при ТО-1. Рессорные пальцы, шарниры реактивных тяг автомобилей смазывают через пресс-масленки солидолом, предварительно очистив их от грязи, до выхода свежей смазки из зазоров. Смазка шкворневых соединений осуществляется, через пресс-масленки солидолом УС-1 до появления в них свежей смазки.

При ТО-2 после устранения люфта в шкворневых соединениях, подшипниках ступиц колес, проверки давления воздуха в шинах и крепления дисков колес контролируют углы установки управляемых колес (см. рис. 15.4) и соотношение углов колес при повороте.

Поддержание оптимальных углов установки управляемых колес обеспечивает нормальную работу переднего моста, стабилизацию управляемых колес, устойчивость и управляемость автомобиля, уменьшение износа шин и деталей передней подвески, а также снижение расхода топлива.

Проверку и регулировку всех углов установки передних колес проводят только на легковых автомобилях, имеющих независимую подвеску передних колес и низкое давление воздуха в шинах, так как даже небольшие отклонения от нормы углов развала и наклона шкворня значительно влияют на износ шин и ухудшают устойчивость автомобиля в движении.

Угол схождения колес (см. рис. 15.4, в) составляет 20′-1°. На практике вместо угла используют линейное схождение колес, определяемое как разность расстояний В и Г, замеренную в горизонтальной плоскости, проходящей через центры обоих колес или ниже на определенном расстоянии от пола при положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля. Линейное схождение составляет 1-4 мм для легковых и 1,5-11 мм для грузовых автомобилей.

Угол развала (см. рис. 15.4, а) колес равен от -30′ до 45′ для легковых автомобилей и от 45′ до 1 °30′ для грузовых. Этот угол считается положительным при наклоне колес наружу и отрицательным при наклоне колес внутрь.

Угол поперечного наклона шкворня составляет 5° 30′-6° 30′ для легковых и 6-8° для грузовых автомобилей, а угол у (см. рис. 15.4, б) продольного наклона шкворня -0-3° для легковых и 1,5°-3° 60′ для грузовых автомобилей.

Наиболее простым прибором для контроля схождения передних колес автомобиля является телескопическая (раздвижная) линейка (рис. 30.22).

Линейку устанавливают между колесами перед передней осью в горизонтальном положении так, чтобы конические упоры 3 находились в начальных положениях на уровне центров колес в месте соприкосновения шины с ободом колеса или на высоте 200 мм от пола (метод Горьковского автозавода). При этом цепочки 4 на концах линейки должны касаться пола. Шкалу 2 передвигают до совмещения указателя 5 с нулевым делением и фиксируют ее положение стопорным винтом 1. Затем автомобиль перекатывают вперед до тех пор, пока линейка не займет симметричное положение за передней осью. Перемещение шкалы относительно неподвижного указателя позволяет определить линейное схождение колес. Не следует при контроле схождения колес переставлять линейку, делая замер спереди и сзади. Это ведет к неизбежным ошибкам.

Углы схождения колес регулируют, изменяя длину поперечной рулевой тяги. На автомобилях с разрезкой передней осью (с независимой передней подвеской) схождение колес регулируют и правой и левой рулевыми тягами одновременно. Для замера углов установки управляемых колес могут использоваться переносные приборы и стенды.

Угол развала колес у грузовых автомобилей с неразрезной передней осью не регулируют. Отклонение его от нормативного значения указывает на изгиб балки (при исправных шкворневых соединениях).

Нормальный угол развала восстанавливают ремонтом — правкой передней оси.

У автомобилей «Волга» с независимой подвеской угол развала регулируют, изменяя число прокладок в креплении оси верхних рычагов подвески.

У грузовых автомобилей с неразрезанной передней осью отклонение значения углов продольного и поперечного говорит о деформации поворотной цапфы, деформации балки передней оси, поломки или осадки рессор. Для восстановления углов необходимо заменить детали, от которых зависят значения этих углов.

У автомобилей с независимой подвеской эти углы регулируют. Если регулировкой (подбором числа и положения прокладок) не удается получить нормативное значение углов детали, определяющие эти углы, ремонтируют или заменяют новыми.

Контроль и регулировка геометрических параметров передней подвески завершается проверкой параллельности передней и задней осей. Даже незначительное отклонение (перекос) мостов приводит к нарушению управляемости автомобиля, к дополнительным сопротивлениям его движению, повышенному расходу горючего и износу шин.

Амортизаторы подвески оказывают влияние на управляемость автомобиля (безопасность движения, плавность хода). Периодически при ТО-2 следует проверять работоспособность амортизаторов, отсоединяя нижнюю точку крепления и проверяя способность противодействовать резкому перемещению его корпуса по вертикали. При появлении на амортизаторе следов подтекания жидкости, необходимо его снять, отремонтировать его и заправить амортизаторной жидкостью в мастерской. Амортизаторы легковых автомобилей проверяют на специальных стендах по их способности гасить колебания за определенный отрезок времени.

Нарушение балансировки колес при движении на высоких скоростях приводит к появлению больших центробежных сил, возрастающих пропорционально квадрату скорости. Эти силы усложняют управление автомобилем и создают дополнительные динамические нагрузки на подшипники колес, нарушают углы установки управляемых колес, увеличивают износ протектора шин, деталей ходовой части и рулевого управления.

Для устранения неуравновешенности колес их подвергают статической или динамической балансировке.

Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа: (230 мин.)Проверить организацию рабочих мест. Объяснить необходимость и показать правильные приемы в работе. Указать на характерные ошибки и показать, к чему они приводят.

Самостоятельная работа: по оптимизации рабочего места, более рационального выбора инструмента.

Целевые обходы рабочих мест учащихся:

первый обход: проверка содержания рабочих мест.

второй обход: проверка правильности выполнения трудовых приемов приустранении неисправности подвески и демонтаже колес.

третий обход: проверка правильности соблюдений технических условий вработе.

Заключительный инструктаж: (10 мин.) оценить выполнение работы.Показать лучшие работы. Разобрать характерные ошибки. Ответить на вопросы.Сообщить тему следующего урока.

Уборка рабочих мест: (20 мин.)

Мастер производственного обученияКозлов А.К.

Иванов А.Г.