Практическое занятие № 6

Этап 2. Овладение технологией обучения родителей организации совместной с детьми деятельности:

Задание 1. Обсудите в группе конспект урока-тренинга с родителями »А как насчет дисциплины?» (по Ю.Б. Гиппенрейтер).

Задание № 2. Организация ролевой игры «Дисциплина и послушание» (проводят два студента, выполняющие роли учителя, психолога).

Примечание: при подготовке игры важно обратить внимание на правила, которые ученые (Т. Гордон, Ю.Б. Гиппенрейтер) рекомендуют усвоить родителям:

ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка;

ограничений, требований, запретов не должно быть много, и они должны быть гибкими;

родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;

ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой;

тон, в котором сообщаются требование или запреты, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным;

наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Задание 3. Включитесь в разработку акции «Милосердие».

Цель: совместно с детьми и родителями разработать проект акции «Милосердие».

Инструкция: прежде всего, важно разработать алгоритм включения родителей и детей в коллективное планирование; педагогу подумать над собственными вариантами проекта (это важно, если не поступят интересные предложения); выяснить, какое участие каждый из участников (родитель, ребенок, семья и др.) примет в акции.

Задание 4. В малых группах, индивидуально (по выбору) составьте конспект мини-лекции или групповой беседы с родителями на тему «Совместные семейные дела детей и родителей» (выполняется во внеучебное время).

Примечание: при составлении конспекта важно не упустить: традиционность дел, интересы в деле старших и младших, правила общения в совместной деятельности; помощь и поддержку людей, друг друга в общем деле; подведение результатов; умение радоваться за успехи в совместном деле и т.п.

Этап 3. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности:

Задание № 1. Оцените уровень организации совместной деятельности детей, родителей и педагога школы, где проходили практику. За основу возьмите следующие оценки:

5 — высокий;

4 — достаточный;

3- средний;

2 — ниже среднего;

1 — низкий.

Тест «Оценка организации совместной деятельности

«педагог-дети-родители»

1. Совместная деятельность детей и родителей во внеучебное время планируется. ____

2. В начале года разрабатывается программа взаимодействия с родителями, где один из разделов — совместная деятельность детей и родителей. ______

3. Перед составлением программы совместной деятельности педагог (на основе анкеты, интервью, беседы и т.п.) выясняет интересы, пожелания родителей.

4. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми осуществляется педагогом на основе принципа дифференциации. ____

5. Семьям, которые неохотно участвуют в жизнедеятельности класса, даются индивидуальные поручения. ____

6. Применяются разнообразные формы (кружки; клубы; КТД; праздники; турниры и т.п.) организации совместной воспитывающей деятельности детей, родителей, педагога. ___

7. Итоги совместной деятельности детей и социально ответственных взрослых подводятся в различных формах («картотека добрых дел», беседа «задушевный разговор», выставка работ и т.п.). ____

8. На родительском собрании в конце месяца педагог обязательно обращает внимание родителей на результаты их совместных дел с детьми, знакомит с вариантами подобных дел на предстоящий месяц. ____

9. Планируемое участие родителей (индивидуально, парами, группами и т.п.) в совместной с детьми деятельности на месяц фиксируется в одной из рубрик «Примите участие» (в уголке «Для вас, родители!»). ___

Инструкция: после каждого нижеследующего утверждения поставьте одну из цифр (5, 4 и т.п.), которая соответствует тому или другому уровню организации совместной деятельности детей и родителей. Все цифры сложите и полученную сумму разделите на количество утверждений (в нашем варианте 9).

Задание № 2. В малых группах (4-5 человек) составьте небольшую анкету по вопросу выяснения желаний, потребностей, возможностей родителей участвовать в совместной с детьми деятельности. Представьте анкету на обсуждение группы.

Задание 3. Примите участие в деловой игре, которая может быть положена в основу диагностического эксперимента (в виде педагогических ситуаций) с целью выяснения пожеланий родителей (или детей) о проводимых в классе КТД, праздниках, играх, мероприятиях с участием родителей.

Инструкция: роли в игре (участвуют все студенты группы): педагог, родители. Педагог просит поучаствовать в игре «Калейдоскоп добрых дел». На большом листе изображен «калейдоскоп» — круг, а внутри его хаотично — круги меньшего размера. Каждый из родителей в малые круги вписывает дела, которые считает полезными, интересными для проведения в классе.

Педагог знакомит всех родителей с предложениями. При необходимости организуется обсуждение, но организация его основывается на максимальном уровне тактичности, уважительности и благодарности родителям за идею.

Задание 4. Заполните таблицу:

«Наши совместные с родителями дела «

№п/п

Хочу

Мечтаю

Предлагаю

1.

Праздник «Осенняя ярмарка»

2.

Конкурс знатоков

3.

Совместный концерт

4.

…………………

…………………….

………………..

Инструкция: если будете предлагать таблицу детям (начиная с 3 класса), то предупредите их, чтобы не смешивали дела школьные и семейные. Тщательно изучите предложения детей и подумайте, каким образом познакомите с ними их родителей. Для отдельных родителей смелые заявки детей могут и не понравиться. В данном случае очень важна правильная тактика со стороны педагога: поддержка ребенка (юмор, умная шутка; подчеркнутость интеллекта ребенка; творческий подход к делу и т.п.). Некоторых родителей можно и не знакомить с желаниями детей. а найти подходящий момент, чтобы рассказать о мечтах их ребенка в обобщенном виде (то есть, как педагог сочтет нужным), но не искажая главного.

Данную таблицу предложите заполнить родителям из близкого вам окружения

Этап 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:

Задание 1. Как известно, деятельность сама по себе не создает системы коллективных ценностей; надо, чтобы она приобрела смысл, значимость для каждого участника. Добиться эффективности совместной деятельности детей и родителей можно, если содействовать развитию и закреплению определенных ценностей в коллективе, воздействовать на эмоциональную сферу детей и родителей; создавать основу для удовлетворенности общением.

Проанализируйте, какие средства, приемы, методы вы усвоили с целью реализации вышеназванных условий по организации совместной деятельности педагога, учащихся и родителей.

Задание № 2. С целью подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите недостающие слова, фразы. При необходимости сверьте свой ответ с ответами в конце задания.

1. Деятельность — это … с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как …, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности (Е.С. Рапацевич).

2. Компонентами деятельности являются: цель, …,…, …, результат.

3. Деятельность состоит из более мелких единиц — …, операций.

4. Деятельность выступает в таких формах, как трудовая,……….. и др.

5. Готовность к деятельности — это определенная форма … человека.

6. Психологическая готовность к деятельности включает следующие компоненты: мотивационные,…, …, волевые.

7. Человеческая деятельность невозможна вне ….

8. В деятельности личность … и ….

9. Главные изменения в развитии личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены … ….

10.Совместная деятельность детей и родителей является ….

11. Субъективная позиция каждого в совместной деятельности обеспечивается при соблюдении таких условий, как ее значимость, … …, готовность к деятельности,…, коллективное …, владение способами ……. деятельности.

12. Огромную роль в совместной деятельности играет этика …, основой которого является ….

13…. характер коллективной деятельности способствует ее продуктивности.

14. Важно знать не только условия эффективной организации совместной Деятельности детей и родителей, но и …,…, то есть технологию.

15. Существует большое количество форм коллективной совместной деятельности детей и социально ответственных взрослых: …, … и др.

16. В начале года целесообразно разрабатывать программу «Взаимодействие», одним из разделов которой будет «… … детей и родителей».

17. Планировать совместную деятельность детей и родителей необходимо на основе изучения …, желаний, … одних и других.

18. Целесообразно периодически проводить … продуктивности совместной Деятельности детей и родителей, ее ….

19. Родители принимают активное участие в обсуждении … совместных дел. Ответы: 1 — взаимодействие, субъект; 2 — мотив, способы, условия; 3 — действий; 4 — познавательная, природоохранная, художественно-эстетическая; 5 –реагирования; 6 — познавательные, эмоциональные; 7 — общения; 8 — развивается, проявляется; 9 — ведущей деятельностью; 10 — коллективной; 11 — личный вклад, целеполагание, планирование, конструирования, организации; 12 — общения, уважение; 13 — творческий; 14 — средства, приемы; 15 — познавательная, природоохранная; 16 — совместная деятельность; 17 — интересов, возможностей; 18 — диагностику, развития; 19 — эффективности.

Задание 4 (традиционное).

- Что вам понравилось на занятии?

- Достигнуты ли, на ваш взгляд, цели занятия?

- Что хотелось бы еще узнать?

- Можно ли было организовать занятие по-другому или приемлем данный вариант?

- Какое состояние (работоспособность, уныние, скука и др.) у вас преобладало?

- Какие нагрузки вы испытывали (уровни: трудно, приемлемо, легко и др.).

- Ваши предложения по содержанию и организации следующего занятия?

Литература:

1 Богословская, В. С. Школа и семья : Конструктивный диалог : учеб.-метод. пособие / В. С. Богословская. — Минск : Университэцкае, 1998. — 88 с.

2 Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н. И. Дереклеева. — М. : «ВАКО», 2004. — 240 с.

3 Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания : Книга для учителя / И. П. Иванов. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с.

4 Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : метод, пособие / Л. И. Маленкова. — М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.

5 Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие ‘ Е. Н. Степанов [и др.]; под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера». 2001. — 128 с.

6 Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб, пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 384 с.

7 Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 96 с.

8 Щуркова, Н. Е. Классное руководство / Н. Е. Щуркова. — М. : Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.

Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендованных книг имеются в вашей библиотеке.

Домашняя самостоятельная работа по теме

Задание 1. Подготовить:

- краткое сообщение по вопросу 1(три студента);

- конспект (таблица, схема и т.п.) по вопросу 2 (студенты группы);

- конспект по вопросу 3 (студенты группы).

Литература:4, с. 141-144; 5, с. 43-55; 6, с. 359-363.

Задание № 2. Составить конспект урока-тренинга с родителями на тему «А как насчет дисциплины?» по книге Ю.Б. Гиппенрейтер (Общаться с ребенком Как?-М.: ЧеРо, Сфера, 2005. -С. 151-180); готовят два студента.

Задание 3. Написать реферат на тему «Содержание работы родительского комитета в классе» (выполняет один студент).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст