Правописание существительных 2-го склонения

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

Урок письма и развития речи

Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склоненияакрепление».

5 класс

Учитель письма и развития речи

Андреева Елена Васильевна

2011 – 2012 учебный год

Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся по данной теме.

Задачи урока:

образовательные:

1. Углублять знания учащихся об имени существительном как части речи.

2. Отрабатывать умение правописания падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в единственном числе.

коррекционно- развивающие:

1.Способствовать развитию речи, орфографической зоркости, фонематического слуха учащихся.

2.Способствовать повышению познавательной активности обучающихся через игровые формы;

3.Способствовать развитию творческих способностей детей через творческую деятельность;

воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся познавательного интереса при изучении письма;

2.Воспитывать умение работать в парах, командах;

Оборудование: презентация

План урока.

Оргмомент.

Сообщение темы и цели урока.

Повторение пройденного (фрон. опрос).

Речевая разминка.

Работа в тетрадях.

Закрепление изученного материала.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа.

Дидактическая игра.

Домашнее задание.

Итог урока.

Ход урока.

Оргмомент.

Цель: организация детей для работы на уроке.

- Ребята, все подравнялись. Тихо сели.

Прозвенел звонок.

Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок, Постарайтесь всё понять, Будем правильно писать.

- Какой у нас сейчас урок?

- Какой он по счету?

Сообщение темы и цели урока.

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.

Нам предстоит вспомнить все, что мы изучили о правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. Мы будем учиться писать окончания существительных 2-го склонения в единственном числе.

Мы отправимся в путешествие. А вот куда догадайтесь сами.

- В лес.

В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что если отправиться в лес «по загадки». Итак, в путь…в лес «по загадки».

Повторение пройденного ( фронтальный опрос ).

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания,

определить типичные недостатки, выявить уровень знаний обучающихся.

Первая загадка.

-Какой частью речи является слово «лес»?

Это имя существительное.

- Что такое имя существительное?

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Как изменяются имена существительные?

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

Речевая разминка. Вторая загадка. (Слайд 2)

Чтение учителем записи на доске.

В зимнем лесу холодно и голодно.

Что записано на доске?

На доске записана скороговорка.

Как нужно произносить скороговорку?

Скороговорку нужно произносить быстро и четко.

Все ли слова вам понятны?

Да.

Какие звуки слышатся в скороговорке чаще других?

Чаще других произносится звук «н».

Назовите имена существительные в этой скороговорке.

В лесу

Определите падеж этого существительного.

Пред.п.

- Ребята, давайте вспомним остальные падежи и окончания имен существительных 2-го склонения.(Слайд 4- 5)

И.п. -без окон., -о, -е

Р.п. -а. -я

Д.п. -у, -ю

В.п. -без окон., -а, -я, -о, -е

Т.п. -ом, -ем

П.п. -е, -у, -ю

Работа в тетрадях. Третья загадка.

- Открываем тетради, записываем число, день недели, тему урока.

К доске вызывается ученик 2 группы. Выполняется запись под диктовку. Остальные – в тетрадях. (Слайд 6)

Трухлявый, на полянке, пень, стоял.

Трухлявый пень стоял на полянке.

Задание: 1. Составить и записать предложение.

2. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

3. Найти в предложении имена существительные и определить

их падеж.

3 группа учащихся выполняет следующее задание:

1. Составить и записать предложение.

2. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Игра «Во всех падежах». Четвертая загадка. (Слайд 7)

Стихотворение Ю.Карасева «Приключения зеленого листа».

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа, ветер нес и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг — к зеленому листу,

Лапой - хвать зеленый лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу» — парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.

Прочитайте задание к упражнению.

Что нужно сделать в упражнении?

Выписать выделенные словосочетания и указать падеж сущ. «лист». Выделить окончание.

Выполнять упражнение к доске вызывается ученик 2 группы.

Физкультминутка. (Слайд 8)

Цель: Соблюдение охранительного режима.

Чтоб глаза твои зорче былиЧтоб в очках тебе не ходить,Эти легкие движенияПредлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,Вправо, влево побыстрей.Удивимся – что такое?И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро,Словно стрелочка часов,Проведем глазами дружно,Ну а дальше – будь здоров

Самостоятельная работа на индивидуальных карточках. Пятая загадка.

- А сейчас у каждого из вас появится возможность проверить свои знания.

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу на карточках.

2 группа.

Задание: Вставить пропущенные буквы. Определить падеж имен существительных.

Голо.. и волка из леса гонит.

3 группа.

Задание: Определить падеж имен существительных. Выделить окончания.

Лес рубят — щепки летят.

Учитель индивидуально работает с учащимися 3 группы.

Дидактическая игра. Шестая загадка. (Слайд 9)

Задание: Расшифровать и прочитать предложение записанное цифрами.

На доске выставлены цифры:

13,6,19 — 15,1,26,6 2,16,4,1,20,19,20,3,16.

Лес — наше богатство.

- Объясните смысл данного высказывания.

- Лес дает человеку кислород, которым мы дышим. Лес — это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес дает строительных материал. Лес прекрасное место отдыха.

-Что вы можете сделать для спасения природы?

Не ломать ветки деревьев. Не жечь костры и не мусорить. Не разорять гнезда птиц. Не бросать мусор в водоемы.

(Плакат «Будь природе другом») (Слайд 10)

Объяснение домашнего задания. (Слайд 11)

Теперь послушайте домашнее задание на стр.

Итог урока.

Чему вы научились на уроке?

Мы научились писать падежные окончания имен существительных 2-го склонения в единственном числе.

- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке. Оценки.