Правописание предлогов и приставок на практической основе

Тема: Правописание предлогов и приставок на практической основе

Цель: Совершенствовать умения детей правильно обозначать на письме предлоги и приставки

Задачи:

1) Дидактические:

— Совершенствовать умения детей различать на практической основе предлоги и приставки;

— Продолжать учить определять значения слов, ставить к словам вопросы

— Продолжать учить детей осуществлять проверку написания предлогов и частей слов, обозначающих действия

— Формировать умение правильно обосновать способ написания частей слов, обозначающих действия, и предлогов

2) Коррекционно-развивающие:

- Продолжать работу по:

укреплению глазных мышц;

развитию межполушарных и межанализаторных связей;

— Развивать мыслительные операции:

анализ;

синтез;

классификация;

сравнение;

обобщение.

- Развивать кратковременную память

- Совершенствовать зрительно-пространственные представления

- Развивать зрительное и слуховое внимание

3) Воспитательные

- Продолжать формировать положительное отношение к занятиям

- Продолжать работу по формированию:

уверенности в своих силах;

самостоятельности и самоконтроля;

адекватной самооценки

— Совершенствовать умение работать в паре, помогать друг другу

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Наглядно-дидактическое сопровождение

Дидактические

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Этап урока

Методы и приемы

Виды инструкции

Речевой материал

Виды помощи

Закреплять знания детей о способах проверки написания предлогов

Закреплять умения детей определять значения слов по вопросам

Совершенствовать умения самостоятельно подбирать проверочное слово для записи предлога

Совершенствовать умение составлять предложения по картинкам

Упражнять детей в комментировании

Совершенствовать умение детей быстро определять значения слов

Совершенствовать умение различать предлоги и приставки на практической основе, правильно обозначать их на письме

Совершенствовать умения объяснять выбор способа написания предлогов и приставок

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Совершенствовать координацию движений, Укреплять межанализаторные и межполушарные связи

Развивать мышление (операция сравнение), развивать кратковременную память

Развивать мышление (операция классификация)

Совершенствовать зрительно-пространственные представления

Развивать внимание

Укреплять глазные мышцы

Совершенствовать навыки анализа и синтеза

Развивать слуховое внимание

Совершенствовать навыки анализа и синтеза

Развивать зрительно-пространственные представления, зрительное и слуховое внимание

Совершенствовать навыки самооценки, самоконтроля

Воспитывать умение работать в паре

Совершенствовать умение работать в паре

Совершенствовать навыки саконтроля и самооценки

Воспитывать адекватную самооценку

Продолжать формировать положительное отношение к занятиям

1. Вводная часть

(на ковре)

(

а) Организационный момент

б) Пальчиковая гимнастика

в) Упражнение на координацию движений

г) «Найти отличия»

2. Основная часть

а) Постановка цели занятия

Б) Закрепление ранее изученного

Офтальмогимнастика

Физкультминутка (действие, предмет)

Продолжение закрепления ранее изученного материала

3. Заключительная часть

Психотренинг

Упражнение с проговариванием

Упражнения под счет учителя

Самостоятельная работа

Актуализация знаний о ранее изученном

Упражнение

Упражнение

Упражнение

Игра

Игра

Самостоятельная работа

Фронтальная проверка

Графический диктант: часть рисунка выполняют вместе с логопедом (кодируется направление – хлопок – вправо, щелчок – влево, удар ногой – вниз, удар рукой — вверх), вторую половину рисуют самостоятельно.

А теперь дорисуйте вторую половину рисунка самостоятельно. Оцените свою работу

Прозвенел для нас звонок, начинается урок

Закройте глаза и повторяйте за мной

Выполняем упражнение «Колокольчик», Миша комментирует

Поставьте левую руку перед собой, на пальцы левой руки поставьте кулак правой руки с поднятым вверх большим пальцем. Меняем положение рук под счет.

Посмотрите на картинку, постарайтесь ее запомнить. Я даю вам похожую картинку, попробуйте определить, чем вторая картинка отличается от первой, отличия, выделите их зеленой ручкой

А теперь проверьте правильность своей работы, сравните первую и вторую картинку. Дорисуйте те отличия, которые не запомнили. Оцените свою работу. Кто поставил себе зеленый кружок, что красный? Есть ли те, у кого черный кружок?

Что мы сейчас делали?

Мы подготовили нашу память, внимание, наши глаза. Теперь смело можем приступать к работе.

На прошлом занятии мы тоже искали отличия. Что мы учились сравнивать, какие новые знания получили.

Сегодня мы продолжим учиться правильно обозначать предлоги и части слов на письме. Нам пригодится знание правила: между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос.

На доске записаны словосочетания. Назовите слова, обозначающие действия. Назовите слова – предлоги. Назовите слова, обозначающие предметы. Вставьте между предлогом и словом еще одно слово.

Вернемся к нашей картинке. Составьте предложение о мальчике, нарисованном в верхнем правом углу картинки. Составьте предложение о девочке, нарисованном в нижнем левом углу картинки, составьте предложение о женщине в нижнем правом углу картины.

Запишите получившиеся предложения, объясняя написание. Предлог выделяйте зеленой ручкой, часть слова, обозначающего действие пометьте значком . Между предлогом и словом вставьте еще одно слово.

Мы много читали. Чтобы глаза не устали, давайте выполним упражнения.

Поиграем в игру «Чего не хватает». На каждой картинке не хватает какой-то важной детали. Угадайте без чего данный предмет не может существовать.

Мы устали, давайте отдохнем. Играем в игру «Действие или предмет». Если я назову слово, обозначающее действие, мы хлопаем в ладоши, если слово, обозначающее предмет — прыгаем

Молодцы, вы были очень внимательны

Возвращаемся к нашим заданиям, продолжаем открывать секреты русского языка. Работаем по парам.

Вставьте в текст подходящие предлоги и недостающие части слов. Запишите предлоги зеленой ручкой, недостающие части слов пометьте значком. Я уверена, вы справитесь без ошибок.

Прочитайте получившийся текст. Назовите слова, которые вы написали слитно, что они обозначают? Назовите предлоги с рядом стоящими словами. Вставьте проверочное слово. Оцените свою работу. Поставьте на полях кружок зеленого, красного или черного цвета.

Вы сегодня хорошо потрудились, ошибок было мало. Я вами довольна.

Поднимите руку у кого есть трудности с написанием предлогов. Не переживайте мы продолжим работу над этой темой и у вас обязательно все получится.

А теперь открываем тетради в клеточку. Записываем число. Приготовимся к графическому диктанту. Сегодня будем рисовать по следующим правилам: хлопок означает 1 клеточку – вправо, щелчок – одну клеточку влево, удар ногой – одну клеточку вниз, удар рукой – вверх.

Что нового вы узнали на занятии?

Чему мы сегодня учились?

Оцените свою работу на уроке. Если все было понятно, нарисуйте зеленый кружок на полях тетради, если было трудности, не все поняли – красный, если было много проблем и вам нужна моя помощь – черный.

Вы сегодня хорошо потрудились. Оцените работу одноклассников. Кто, по вашему мнению, занимался лучше остальных?

Я согласна с вашим мнением. Мне еще хотелось бы отметить …(логопед дает детям советы по дальнейшей работе). Спасибо за работу

До свидания

Мы внимательны! Всё будет хорошо! Мы успеем сделать всё!

Колокольчик все звенит, язычком он шевелит

бежали, по, льду, уснул, за, сараем, влезает, на дерево, унес, из, школы

Мальчик забил гол в ворота. Девочка залезла на дерево.

Женщина вышла из реки.

Сидя. Откиньтесь на спинку стула, сделай вдох, наклонитесь вперед, сделайте выдох (5-6 раз)

Вытяните руки вперед. Вдох поднимаем руки вверх, следим за кончиками пальцев, выдох опускаем руки, голову не опускаем.

Говорит, лист, стол, шкаф, писать, кричал, дорога, ехать

Бегал ночью зайчик …полю

… голодного волка и … хитрой лисы. Вдруг …пал он …яму и …вихнул себе ногу. Зайчишка …полз …лесу, чтобы …крыться там, …видел его филин ушастый и …летел … бедного зверька. Куда спрятаться зайке? Вдруг он …видел елочку и …валился ..снег …ее колючие иглы. Так и спасся.

При необходимости логопед напоминает последовательность объяснения хода выполнения упражнения

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, задавая темп

Активизирующая

Наводящие вопросы: на какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия, посмотрите на таблицу. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?

Наводящие вопросы

Логопед выполняет вместе с детьми

Логопед предлагает картинки: осел без уха, диван без ножки, велосипед без колеса, девочка вышивает без иголки с ниткой, ошейник без поводка

Если у кого-то возникли трудности, обратитесь к таблице

Периодически логопед уточняет у детей в каком направлении и сколько клеточек нужно рисовать

Учащиеся встают в круг, держатся за руки и повторяют за логопедом текст психотренинга

Один ребенок проговаривает этапы выполнения упражнения (как соединить пальцы, какие пальцы опустить)

Дети меняют положение рук под счет логопеда

Дети находят отличия на картинке № 2, выделяют их зеленой ручкой.

Находили отличия на картинках.

Мы учились сравнивать предлоги и части слов, обозначающих действия. Узнали, что перед словами, обозначающими действия, предлогов быть не может.

Дети устно называют слова заданной части речи, вставляют слова, без помощи карточек – подсказок.

Дети составляют предложения, записывают их в тетрадь.

Каждый ребенок комментирует 1 предложение.

Дети, сидя на стульях, выполняют упражнения

Дети называют недостающие детали

Дети выполняют движения

Дети вставляют слова в текст карточки.

Дети проверяют правильность выполнения задания

Дети поднимают руку.

Дети записывают число, достают карандаши и ластики.

Дети рисуют по инструкции логопеда, затем дорисовывают вторую половину рисунка

Дети высказывают свое мнение, объясняют, кому можно дать буквы «м» — молодец или «у» — умница.

Детям предлагается сюжетная картинка

На доске дана таблица

Правило записано на доске

На доске даны карточки со словами

На доску прикрепляются картинки с недостающими деталями.

Выполняют упражнения на ковре

На доске таблица с правилом

Каждой паре выдается карточка с заданием

На доске дана запись

Хлопок – →

Щелчок – ←

Удар ногой – ↓

Удар рукой — ↑

Логопед раздает карточки («м» — «молодец» – для мальчиков; «У» — «умница» для девочек)