Правоотношения и субъекты права

План-конспект урока по обществознанию на тему

«Правоотношения и субъекты права»

Цели урока:

Личностные:

- формировать правовое сознание учащихся

Метапредметные:

- развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Предметные:

- ознакомиться с понятиями «правоотношения», «субъект правоотношений», с видами субъектов правоотношений и с их признаками

Тип урока: комбинированный

Понятия: правоотношения, субъект правоотношений

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

Межпредметные связи:

- филология

Литература

Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.

Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.

Матузов Н.И. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004. – Гл. 17.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Используемые ИКТ

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организационно-психологический этап

Учитель входит в класс, приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока. «На этом уроке мы рассмотрим, как с помощью права регулируются отношения в обществе и что такое “правоотношения”».

Презентация (слайд 1)

Ученики записывают тему в тетрадях

Личностные:

Создать условия для формирования смыслообразования.

2

Актуализация изученного материала

Вопросы «Охарактеризовать нормы права», «Раскрыть понятие “нормативно-правовой акт” и назвать его виды», «Раскрыть понятие “система законодательства” и назвать элементы данной системы»

Отвечают в ходе фронтального опроса

Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме

3

Постановка проблемного вопроса

В каком качестве люди участвуют в правоотношениях?

Презентация (слайд 2)

Ученики смотрят на доску, слушают учителя

Метапредметные:

Развивать умение формулировать цели своей деятельности

4

Изучение нового материала

А) Актуализация понятия «социальные отношения»

Б) Изучение понятия «правоотношение»

В) Рассмотрение структуры правоотношений

Г) Характеристика субъектов правоотношений

«Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода социальные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяет правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, внутрисемейные отношения строятся на лично-доверительных и моральных нормах».

Предлагает ситуации учащимся по определению тех из них, в которых речь идёт о социальных отношениях

Предлагает ученикам подумать, чем правоотношения отличаются от других видов социальных отношений и дать определение понятия «правоотношения»

Даёт определение понятия «правоотношения». Правоотношения  это возникающие на основе норм права и урегулированные ими общественные отношения, участники которых являются носителями юридических прав и обязанностей, гарантируемых государством.

Предлагает ученикам выбрать примеры правоотношений из использовавшихся выше ситуаций на определение социальных отношений.

Предлагает ученикам сформулировать свои примеры правоотношений.

«Каковы характерные признаки правоотношений? Для этого обратимся к определению и ответим на вопросы». Задаёт вопросы:

Возникают между кем и на основе чего?

Общественные отношения, возникают на основе норм права

Посредством чего осуществляется связь между лицами?

Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей

Кем охраняется?

Охраняется государством с помощью государственного принуждения

Учитель предлагаем ученикам записать данные признаки

Учитель даёт задание ученикам найти в учебнике (с. 79) элементы правоотношений (субъект, объект и содержание) и представить их в виде схемы.

Проверка схемы.

Зачитывает ситуацию в учебнике (с. 79) и предлагает ученикам назвать субъектов, объект и содержание правоотношений, о которых идёт речь

Предлагает ученикам документ, в котором нужно выделить виды субъектов правоотношений и критерии субъектов правоотношений.

Проверка результатов работы учеников

Презентация (слайд 3)

Презентация (слайд 4)

Презентация (слайд 5)

Презентация (слайд 6)

Ученики слушают учителя

Дают устные ответы. Аргументируют свой ответ, опираясь на признаки социальных отношений

Регулируются правом. Правоотношения – это социальные отношения, регулируемые правом.

Записывают определение

Выбирают примеры.

Дают свои примеры.

Отвечают на вопросы, опираясь на текст определения, и тем самым выделяют признаки правоотношений.

Записывают в тетрадях

Изучают материал учебника, составляют схему.

Сверяют свои схемы с образцом

Отвечают на вопрос учителя по данной ситуации

Работают с документом, дают устные ответы, записывают результаты своей работы в тетрадях

Сверяют результаты своей работы с образцом

Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме

Метапредметные: Развивать умения синтеза как составления целого из частей,

Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие

Метапредметные: Развивать умение анализа с целью выделения признаков

Метапредметные: Развивать умение поиска и выделения информации, знаково-символические умения отображения учебного материала

Метапредметные:

Развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и коррекцию в виде внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие

Метапредметные: Развивать умение поиска и выделения информации

Метапредметные:

Развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и коррекцию в виде внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

4

Закрепление

А) Работа с ситуациями

Б) Решение проблемного вопроса

Предлагает ученикам набор ситуаций, в которых нужно определить субъектов, объект и содержание правоотношений

Предлагает ученикам дать ответ на проблемный вопрос.

Ученики отвечают устно

Люди участвуют в правоотношениях в качестве субъектов, т.е. в качестве носителей прав и обязанностей

Метапредметные: Развивать умение осуществлять оценку в виде выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения

Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения

5

Домашнее задание

§ 9, написать эссе по мотивам римского юридического изречения «Когда закон даёт право, он даёт также и средство его защиты».

Презентация (слайд 7)

Запись домашнего задания