Педагогическое эссе

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Учителя музыки МОУ СОШ № 2

Владимировой Татьяны Вячеславовны

Как часто это бывает, ищем счастье, мечтаем о чем-то иллюзорном, несбыточном, а находим его, казалось бы, в обыденном. Кто-то в своей семье, детях, кто-то в любимой работе. Так случилось и со мной. Музыка сопровождает меня с первых шагов по жизни. Нежный напев маминой колыбельной, робкие аккорды первой любви всегда звучат в моей душе, наплывают великой радостью, которой хочется поделиться с людьми. Люблю свою работу и считаю, что это моё призвание, моё состояние души. Не могу без школы, без моих учеников, их шалостей и причуд, радостей и тревог, восторгов и обид. Они – моя гордость, моя боль, моя надежда. Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки – это постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Чтобы воспитывать, необходимо создавать на уроках атмосферу увлеченности, заинтересованности; словом, музыка должна завоевывать души школьников. Урок музыки внутренне родственен театральному спектаклю: учитель выступает в роли режиссера, а дети – актеры. Без внутреннего горения, без озаренности идеей урока лучше не приходить к детям. Но как сделать творческое вдохновение педагога вдохновением учеников? Конечно, это проблема. Известные педагоги, определяя специфику творческой деятельности школьного учителя музыки, обращают внимание на её многоплановость. Вот что в связи с этим говорит известный музыковед Б.В.Асафьев:«…Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большем количестве, чтобы не чувствовать в музыкальной эволюции провалов от композитора к композитору или зияющих пустот в творчестве одного композитора…» С педагогической практикой приходит опыт. Сама жизнь, ученики заставляют совершенствовать формы работы, методы воздействия на ребенка через искусство, овладевать теорией. Приветствую программу по музыке В.В.Алеева, Т.И.Наумеко,Т.Н.Кичак, созданную под руководством Д.Б.Кабалевского. Считаю эту программу эмоциональной, обучающей, воспитывающей, несущей огромные возможности для развития творческого потенциала учителя и радости созидания и для учителя и для ученика. Но программа – не догма. Взяв её за основу, учитель открывает себе путь дальнейшего развития. Жить без фантазии, без поиска грустно. Необходимо, чтобы учеба в школе была направлена на развитие личности детей, способствовала их самораскрытию. Как важно, чтобы учитель всегда помнил, что он формирует человека! Ученики очень чутко реагируют на манеру учителя говорить, его внешний вид. А главное, на отношение учителя к своему предмету. Если ученикам скучно, необходимо пересмотреть ход урока по этапам, определить, где потеряны связи, взаимопонимание, и были ли они. Стремиться к взаимопониманию, к совместному переживанию очень важно. Ведь наш урок обращен к душе ученика, и потому в нем присутствует многообразие форм. Творческое начало должно пронизывать процесс общения с музыкой у младших школьников и у подростков. Оно проявляется не только в одиночном суждении о воспринятой музыке, интерпретации произведения, но и в собственном творчестве. Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это душа. «Проблема духовности стоит остро в нашем обществе»,-повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути – в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в 1 класс приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят все быстрее, информация о фактах, событиях, понятиях – все больше… Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Замкнуты в однообразном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников предлагаются творческие задания в форме игр. В таких творческих заданиях расширяется самостоятельность ребят. Все творческие задания выполняются в определённой последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Предлагаемые творческие задания: «Письмо воображаемому другу», «Мои ощущения в лучах солнца» помогают ребятам управлять своим настроением. Я даю детям возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания также способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.Каждый пишет, как он слышит,Каждый слышит, как он дышит,Как он дышит, так и пишет,Не стараясь угодить…(Б.Окуджава)

Именно так и происходит процесс творчества.