Педагогическое эссе Рождение Учителя

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь»

(Древняя китайская мудрость)

…Тихо в лесу. Мы, малыши, на экскурсии со своей учительницей Бадрак В.Ф. Прислушиваемся к пению птиц; ищем, где прячутся комары; удивляемся, почему мухомор у тропинки такой красивый, но несъедобный. Мир, который открывала нам Валентина Федоровна, завораживал. И уже тогда, в первом классе, я хотела быть на нее похожей. Так родилась мечта стать учителем.

Хорошо помню щемящее чувство боли, когда проходя по коридорам своей школы с аттестатом зрелости «в кармане», думала: «Неужели все закончилось? Но я не хочу отсюда уходить!»

И вот 1989 год. Диплом. Моя мечта сбылась, я работаю в родной Красносельской школе учителем физики и математики! Как я старательно готовилась к урокам! Много брала материала из дополнительных источников, т.к. в учебнике, мне всегда казалось, его недостаточно. Применяла кодоскоп (новинка в те годы) для более интересного изложения материала. «Потрясающая лекция! Очень увлекательный рассказ! Я слушала Вас, затаив дыхание», — это слова директора школы Шматенко Л.Н., которая присутствовала на одном из моих уроков. «Обязательно сообщите, какие оценки будут у ребят по данной теме», — добавила она. Вдохновленная, я провожу опрос учащихся, ожидая только «пятерок»… Я была настолько поражена и разочарована низкими результатами! Что не так? Почему? Ведь я так старалась! Наверное, недостаточно интересного рассказа учителя, должно быть что-то еще!

Начинаются поиски, мучительные сомнения, осмысление и снова поиски. Сначала решила глубоко изучить систему работы опытных педагогов-физиков Шаталова В.Ф., Метальникова Н.Н., педагога-новатора Амонашвили Ш.А. Для этого внимательно штудировала предметные журналы «Физика в школе» и «Математика в школе», выискивала полезную информацию в журнале «Директор школы»; покупала и анализировала книги (ведь про Интернет мы в те годы и не слышали). Постепенно я пришла к выводу: моя роль, как учителя, не в том, чтобы давать готовые знания детям, а том, чтобы научить их самих добывать эти знания! И снова предо мной встает проблема – как их этому научить? Что сделать, чтобы урок был им интересен, нашел отклик в их душе?

Апробируя на своих уроках различные методики, применяя нестандартные формы обучения, внедряя собственные неоднородные идеи, я преследовала одну цель: максимально активизировать самого ученика в реализации образовательных задач. Для достижения реальных положительных результатов мною были намечены основные пути:

активная учебно-познавательная деятельность учащихся (вовлечение в предметные кружки; организация экскурсий на местные и районные предприятия; участие в декадах физики и математики; организация научного общества по физике; демонстрации занимательных физических опытов для учащихся начальной школы; проведение вечеров; подготовка проектов, презентаций и т.д.)

построение индивидуальных образовательных траекторий с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся (дифференцирование учебного материала; применение индивидуальных домашних заданий; проверка знаний и умений учащихся с помощью работ разного уровня сложности; использование на уроках компьютеров, чтобы каждый ученик самореализовался «как может» и т.д.)

формирование готовности к саморазвитию (стимулирование стремления учащихся к самообразованию).

Кропотливый творческий труд принес свои результаты: многие ученики поступили в технические учебные заведения, некоторые стали непосредственно учителями физики: Колесникова Маргарита, Дубровский Евгений, Толстова Ольга (в настоящее время преподает физику в Красносельской школе).

В 2009 году открылась новая страница в моей трудовой деятельности: я начала работать в одной из лучших школ района – МОУ Серноводская СОШ «ОЦ». Директор школы Бурушин Н.И. предложил мне вести физику в группах базового уровня. В таких группах занимаются учащиеся — «гуманитарии». Помню, как один из способных учеников на мое замечание о низких оценках ответил: «Да зачем нам эта физика нужна? Мне для поступления нужны совсем другие предметы: история и обществознание». Это откровенное признание поставило меня «в тупик»: ведь до сих пор мне не приходилось встречаться с профильным обучением! Значит, пришло время перемен, пора избавляться от устаревших стереотипов, нужно обновлять свои знания! Вспомнились слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Благо условия в Серноводской школе для профессионального роста есть: имеются интерактивные доски; два компьютерных класса; современная медиатека и, что немало важно, опытное доброжелательное руководство школы в лице директора Бурушина Н.И. и завуча Александровой И.А. По их предложению я прошла курсы повышения квалификации «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в основной школе по физике»; стала обладателем сертификата «Учитель цифрового века».

Непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями, инициатива и творчество – все это помогает мне в нелегкой работе учителя.

Пришло понимание, что каждый учитель должен не только давать учащимся знания, но, главное, развивать у них способность к самостоятельному применению в жизни.