Педагогическое эссе Моя миссия в училище

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Педагогическое эссе «Моя миссия в училище»

Воспитатель 1 взвода 5 роты суворовцев Богомил Н.А.

Уссурийск-2013

В процессе своей работы в 2011-2012 учебном году в Уссурийском суворовском военном училище мною был проведен собственный анализ ситуации учебно-воспитательного процесса училища.

Первое, что сразу же бросается в глаза, как и 30 лет назад, все та же унылость, мрачность и серость окружающих зданий.

Второе, как военному человеку, неряшливый, а порой удручающий внешний вид суворовцев, у которых отсутствует элементарная военная этика и элементы военной культуры. Пренебрежительное отношение к ношению военной формы одежды. А ведь суворовцы во все годы были эталоном военной выправки, а нередко зачинателями «военной моды».

Следующее, что непроизвольно чувствуется — скрытая напряженность среди сотрудников училища, которая негативно сказывается на морально-психологическом состоянии всего коллектива.

В целом учебный процесс в училище налажен в соответствии с нормативными документами. Но, на мой взгляд, имеются ряд существенных недостатков.

Во-первых, большая учебная нагрузка на обучающих, особенно в младших классах, что негативно сказывается на физическом, психическом и эмоциональном состоянии обучаемых. Ежедневно за партой обучаемые проводят в среднем 9-10 часов, при интенсивном использовании интерактивных досок, ноутбуков и компьютеров, что сказывается и на их здоровье. А об отсутствии современного, достойного быта при длительном обучении, даже страшно писать.

Во-вторых, отсутствует качественный отбор кандидатов в училище, в результате чего, требования, предъявляемые к воспитанникам, а в целом к подобным учебным заведениям оказываются завышенными.

В-третьих, планируемые мероприятия воспитательного характера в масштабах училища, не учитывают возрастных особенностей суворовцев, в результате чего, часто приходится сталкиваться с фактами нежелания среди суворовцев участвовать в том или ином мероприятии.

В-четвертых, в стенах учебного заведения закрытого типа, к которым относится и наше училище, дети проводят большую часть своего детства и лишены тех возможностей, которые имеются у их сверстников, обучающихся в обычных школьных заведениях. Соответственно каждому суворовцу необходимо предоставить максимальные условия для проживания, обучения и развития. Дать возможность проявить свои лучшие качества, при этом учитывать их пожелания. У детей нет возможности проявлять и развивать, заложенные способности и наклонности, за редким исключением. А наличие шаблонов, стандартизации и командно-административных методов в управлении учебным и воспитательным процессами, не позволяют реализовать эти задатки, и как следствие, в целом не позволяют качественно проводить индивидуальное воспитание и обучение личности.

В-пятых, парадокс состоит в том, что училище военное, а в учебных планах нет ни одного предмета, имеющего военную составляющую! А ведь отличие суворовцев от обычных школьников и заключается в этом. В этом отношении они всегда были выше на две головы своих сверстников. А сейчас их отличает только форма.

При всех негативных явлениях современного образования, есть и положительные моменты. Тем не менее, уже несколько лет задаю сам себе вопрос:- для чего нужно было ломать советскую систему образования, которая действительно была одной из сильнейших, а может и самой сильной, а заимствовать чуждую и непонятную, навязанную нам сильнейшими мира сего? Целесообразней было бы оставить все самое лучшее и добавить в нее полезное от других образовательных систем.

Таким образом, приходится находиться между двух огней: -угодить системе и попытаться воспитать в человеке лучшие его качества.