Педагогическое руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся как проблема

Педагогическое руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся как проблема взаимодействия всех субъектов образовательного процесса

Деревянко Виталий Валерьевич, заместитель директора по учебной работе ГОУ СОШ № 693, г. Москва, email: [email protected] 

Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу.

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности.

Одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.

Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:

во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

в организации учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;

в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;

в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Цели исследовательской деятельности:

1.    привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;

2.    развитие творческих способностей и познавательных интересов;

3.    углубление общеобразовательной подготовки;

4.     развитие личностных качеств учащихся.

Функции исследовательского подхода.

Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии: 

воспитание познавательного интереса;

создание положительной мотивации учения и образования;

формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

развитие познавательной активности и самостоятельности.

Ведущими методами являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы.

Общие методы исследования:

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.

Теоретические методы исследования: абстрагирование, формализация.

Комплексные методы исследования: анализ синтез, моделирование.

Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.

Процессуальную основу его составляет поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

К функциям исследовательского подхода к обучению относятся: воспитание познавательного интереса; сознание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Исследовательский подход к обучению помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода к обучению являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы.

Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации.

Именно на этой стадии каждый ученик должен увидеть конкретные результаты своей деятельности. Прежде исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

I этап: Игры – исследования (для младших школьников)

II этап: Исследовательские проекты (для среднего звена)

III этап: Научно-исследовательская деятельность (для старшеклассников).

Таким образом, Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, в ходе исследовательского подхода перед учащимися ставятся и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности, т.к. в настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

Управление исследовательской деятельность инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, которая происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.