Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство.

Снопова Людмила Анатольевна.

Написала название номинации и задумалась: «А что это значит — педагогическое мастерство?» Строитель-мастер кладет кирпич по струночке, это видно. У мастера-водителя техника всегда в порядке и отсутствие аварий. Мастер по ремонту найдет и устранит любую неполадку. И результат мастерства виден сразу. А мастер учитель? И звучит-то как-то неестественно. А если говорить о «конечном результате», как его ощутить, как «потрогать»? Герой Булгакова уверенно заявляет: «Я не писатель, я Мастер». Могу ли я так самоуверенно заявить о себе: «Я не учитель, я Мастер». Не получается, «руки в боки» вперед выходят мои самокритичность и чувство юмора: «Эк, куда тебя занесло, милая!»

Ну что ж, попробую разобраться, чего я «намастерила» за эти годы. Вспоминается начало, когда в трудные 90-е вернулась в родную школу. Страшно, трудно, надо вспомнить все, чему учили (т.к. в силу обстоятельств после института пришлось работать в детском саду), а где-то учиться заново. Моим первым выпускникам сейчас уже по 29- 30, столько же было мне, когда я пришла в этот «сногсшибательный» 9 класс. Эти два года вместе, когда мы ругались и мирились, обижались и прощали, я думаю, и помогли мне вывести те правила, которых я придерживаюсь вот уже почти 20 лет. Я встречаю тех своих выпускников, когда они приезжают в гости к родителям. И, как будто не расставались, они начинают рассказывать о школьных проблемах уже своих детей, говоря, что невольно сравнивают их учителей со мной. Кто-то из них смотрит «просительно-вопросительно», а в глазах так и читается: «Людмила Анатольевна, ну скажите им!» Кто-то в открытую говорит: «У нас лучше было». Я же молча улыбаюсь и думаю: «Значит, все так, как надо».

А как надо? Могу ли я ответить на этот вопрос сейчас, имея «приличный» стаж работы? Нет. Нет ответа на этот вопрос. Каждый класс, каждый ученик – свой метод, свой подход. Выпуск прошлого года. Кирилл. О таких учениках мечтают. А в 11 классе – любовь, с ней и все признаки запоздавшего переходного возраста вплоть до конфликта с родителями. И вдруг замечаю, что к моему мнению он по-прежнему прислушивается, не пытаясь хамить или намеренно «доводить». В разговорах «по душам» не закрывается, ведет диалог. И вдруг его обычная светлая улыбка: «Людмила Анатольевна, Вы же понимаете». Он прав. Я действительно понимаю. Это понимание складывалось изо дня в день, из года в год. Когда в 6 классе он просил не выбирать его ведущим, я понимала, что это не из вредности, просто ему нужно время для приобретения уверенности, преодоления стеснительности. Этот путь мы прошли вместе. А когда он в 10 классе вдруг неожиданно отказался готовиться к финальному туру районного конкурса «Ученик года». Кажется позади столько побед и удач, и вдруг опять эта неуверенность. Не давлю своим авторитетом, просто предлагаю: «Давай попробуем», — понимая, что причина его неуверенности от детского страха подвести, «не оправдать»…. Пытаюсь объяснить, что при любом результате мы будем им гордиться. Зато чего стоят слова, сказанные им после вручения диплома победителя: «Людмила Анатольевна верила в меня!» Оказывается, сколько проблем с беспроблемным учеником! Вот и одно из правил мастерства – понимать. Понимать, и твоя повзрослевшая ученица делится со слезами на глазах своими уже недетскими бедами, ожидая твоего совета. Понимать, и твой повзрослевший класс, как маленькие, виновато опускают глаза даже на легкий укор в твоем голосе. Они тоже понимают. Понимают, что не буду «читать нотации» ради призрачной цели лишний раз самоутвердиться. Понимают, что в любом случае выслушаю их, даже если всем вокруг кажется, что они «встали в позу», а выслушав, встану на их сторону, если они правы.

Вот и еще одно правило – уметь слушать своих учеников, и в ответ так же высказывать свое мнение, оставляя решение за ними, принимать или не принимать его. «Людмила Анатольевна, Вы видели?» — с такого вопроса начинается урок в 7 классе. Оказывается, кто-то прочитал в интернете статью о педофилах в Томске, даже распечатал. И вот уже в глазах семиклашек, считавших себя взрослыми детская растерянность: «А вдруг они до нас доедут?» Вижу, что суффиксы причастий волнуют их сейчас в последнюю очередь. Да, я отрываю время от урока, но разве это важно, если мои советы помогут им в трудной ситуации. Значит, в моей работе важно не то, что нужно мне, а то, что нужно этим только узнающим жизнь ребятам, пусть даже это не ко времени и не «по плану». А еще – не жалеть времени для них, пусть от усталости, кажется, слова сказать не можешь или кто-то «невоспитанно» обращается со своей проблемой, вопросом, даже просто пустяком.

Есть еще одно, на мой взгляд, немаловажное правило, без которого невозможно педагогическое мастерство, — умение получать радость. Радость от общения со своими учениками, радость от своей работы, от совместных успехов и даже неудач (когда готовишься, столько положительных эмоций). Твою искреннюю радость заметят, оценят и научатся не огорчать без причины. И оценку нашему мастерству тоже дадут, может, не всегда грамотно и красиво, но от души. «Я знаю на собственном опыте, какими нерадивыми могут быть ученики. Мне приходилось попадать в ситуацию, когда моя учительница могла бы вполне обоснованно разозлиться, накричать на меня, но, вместо этого, она помогала мне разобраться в проблеме, подбадривая шуткой». «Людмила Анатольевна не дает нам, как она сама выражается, «дремать», помогает найти нам что-то свое в жизни: «Есть способности, развивайте». «Меня поражает увлечённость моего учителя, увлечённость своим предметом, нашими делами.» «Даже когда она молчит, помогает глазами».

«Вы с нами вместе шутили, смеялись, с Вами нам было светло и тепло. Все нам завидовали и говорили: «С учителем повезло».

Когда читаю эти строки, улыбаюсь и думаю: «Значит, все так, как надо». Когда дочь, выбравшая профессию воспитателя, считает тебя образцом, с которого стоит брать пример, улыбаюсь и думаю: «Значит, все так, как надо».