Педагогический совет

Педагогический совет:

Школьная отметка – двигатель прогресса?

Выводя цифру в дневнике, наверное, не следует беспокоиться, как я буду выглядеть в глазах коллег и администрации. Лучше подумать о том, что именно ребенок сделает сегодня и завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или останется равнодушным, не примется за работу.Оценки и отметки – это тема, которую учителя готовы обсуждать всегда. На заседании педагогического совета, с помощью индивидуальной и групповой рефлексии вы можете провести анализ и осмысление проблем оценивания знаний учащихся с целью дальнейшего развития этой практики, повышение качества и эффективности урока.

Цель: анализ и осмысление проблем оценивания знаний учащихся для дальнейшего развития практики оценки знаний и повышения качества и эффективности урока.Задачи:1. Выявить проблемы оценивания для педагогического коллектива с помощью индивидуальной и групповой рефлексии.2. Познакомить с функциями, принципами и основными требованиями к оцениванию на основе анализа современной научно-методической литературы.3. Определить пути совершенствования практического опыта оценивания знаний учащихся.

Задания творческим группам.Группа 1.Учебный год — логически завершённый цикл, имеющий устойчивый ритм. В школе он задан триместрами (учебными четвертями). Эта фаза учебного года со своей структурой, логически завершённый вид учебной деятельности, имеющий начало, середину и конец (равные части).1. Разделите триместр (четверть) на три равных отрезка.2. Посчитайте среднюю оценку для каждого из них (учителя делают это по своему предмету).3. Полученные данные занесите в общую таблицу 1.Таблица 1.

Учитель – участник группы (Ф.И.О. можно не указывать)

Средняя оценка в триместре (четверти)

1-я часть

2-я часть

3-я часть

4. По данной таблице постройте график: ось ОХ – части триместра; ось ОУ – средняя оценка.

(Для каждого учителя – своя кривая.)

График

5.Проанализируйте динамику среднего балла ( у отдельных участников и в целом по группе).

6.Сделайте вывод о функции оценки в целом и предъявляемых требованиях к оцениванию учащихся.

Обратите внимание! Сравнение средних баллов у каждого учителя хорошо бы провести не за одну четверть или триместр, а хотя бы за две. Результат, как правило, неожиданный: в каком бы сильном или слабом, профильном или смешанном классе ни преподавал конкретный педагог, динамика изменения среднего балла у него будет одинакова ( в первой части триместра (четверти) более высокий, затем резко снижается, а к концу опять возрастает). Это свидетельствует и о стиле общения данного учителя, и о приоритетной функции у него оценки.

Группа 2.

Личность педагога со всеми ее слабостями и силой видна при определении « плотности» выставления отметок. У каждого есть своя устойчивая динамика и градация учащихся класса: «сильный», «слабый», «средний».1. Выделите в предложенном классе «сильных», «слабых» и «средних» учеников (Задание выполняется по своему классу). 2. Посчитайте количество оценок (сколько всего штук) у «сильного», «слабого» и «среднего» (проведите подсчёт в среднем по формуле: количество оценок у всех «слабых» разделить на их количество в данном классе, аналогично для «сильных» и «средних»).3. Полученные данные занесите в общую таблицу 2.

Таблица 2.

Учитель – участник группы (ФИО можно не указывать)

Количество оценок (в среднем на одного ученика)

«Сильный»

«Средний»

«Слабый»

4. Проанализируйте количество оценок по каждому учителю и в целом по группе, выявите закономерность.5. Сделайте выводы о функции оценки для каждого ученика и предъявляемых требованиях к оцениванию.

Обратите внимание! Как правило, у «сильных» учащихся оценок во много раз больше, чем у «средних» и «слабых».

Группа 3.Предлагаем провести изучение ориентации учителя на определённую функцию оценивания.1. Посчитайте количество выставленных вами оценок за 1-й триместр в предложенном классе (сколько всего штук). (Каждый выполняет своё задание)2. Посчитайте количество выставленных «2», «3», «4» и «5».3. Вычислите процентное отношение каждой оценке по формуле: количество «2» умножить на 100% и разделить на общее количество оценок.4. Полученные данные занесите в таблицу 3.

Таблица 3.

Учитель – участник группы (ФИО можно не указывать)

Процентное отношение оценки

«2»

«3»

«4»

«5»

5. Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о функции каждой оценки и предъявляемых требованиях к оцениванию учащихся.

Обратите внимание! Качественный разброс оценок даёт интересную информацию. Все учителя имеют устойчивый показатель, который характеризует приоритетную функцию оценивания.

Группа 4.Процессы оценивания в школе – одно из важных направлений педагогическо психологии. Отметка приобретает не только педагогическое, но и психологическое, социальное и юридическое значение. На оценивание учащихся влияет стиль общения учителя.Предлагаем по проведённому в начале педсовета микроисследованию в форме анкетирования осуществить анализ стилей общения в нашем педагогическом коллективе и сделать вывод в контексте проблемности оценочной деятельности.По результатам подсчёта заполните таблицу 4.

Таблица 4.

Сумма баллов

Количество

% отношения

Характеристика стиля общения

1. Авторитарный

2. Демократический

3. Либеральный

Группа 5.На сколько справедливым видится учащимся оценивание их труда? Проведём анализ результатов микроисследования, прошедшего среди школьников разных возрастных групп.Обратите внимание! Данная группа проводит анализ детских анкет, обобщает результаты прочитанных высказываний. Лучшие ответы можно зачитать.В результате проделанной работы, как правило, учителя приходят к таким выводам:- В отметке ученика заложена только половина его работы, вторая половина — от субъективной позиции педагога. Следовательно, оценка есть искусственно созданный критерий, данный для селекции детей. Учителю практически вменяется в обязанность казнить и миловать, а в руках изобретателей оценки он сам является игрушкой.- Оценивание учебного труда учащихся надо основательно учить, исходя из личных особенностей саморегуляции, самоконтроля, самооценки детей.Среди возможных решений педсовета, которые вы примете в своём образовательном учреждении, может быть такое: на школьных кафедрах выработать на основе проекта стандартов, программ учебных курсов требования и критерии оценке по учебным предметам («3», «4», «5»). Ответственные – заведующие кафедрами.

В результате проделанной работы, как правило, учителя приходят к таким выводам:

В отметке ученика заложена только половина от – субъективной позиции педагога.

Следовательно, оценка есть искусственно созданный критерий, данный для селекции

Детей. Учителю практически вменяется в обязанность казнить и миловать, а в руках изобретателей оценки он сам является игрушкой.

Оцениванию учебного труда учащихся надо основательно учить, исходя из личных особенностей саморегуляции, самоконтроля, самооценки детей.

Среди возможных решений педагогического совета может быть такое: на методических объединениях выработать на основе проекта стандартов, программ учебных курсов требования и критерии к оценке по учебным предметам («3», «4», «5»).Ответственные – руководители школьных объединений.

Ф. П. Решетников «Опять двойка»