Педагогические парадигмы

Педагогические парадигмы

В педагогической науке выделяют три педагогические парадигмы, включающие содержание образования и смысл обучения.

Научно-технократическая парадигма

В основе — доказательство истинности конкретным научно — обоснованным опытом.

Ценности – точное знание.

Норма – соблюдение четких правил.

Девиз – «Знание — сила!»

Бинарные шкалы оценок: «да – нет», «знает – не знает», «владеет – не владеет».

Система оценок приводит к состязательности и неравенству; предпочтение отдается «сильным» на данный момент.

Основа педагогической технологии – монолог учителя (ответы на вопросы, которые ученик не задавал). Как следствие – неравенство в системе «ученик – учитель» и вообще между взрослым и ребенком.

Гуманистическая парадигма

Ее центр – нахождение истины.

Главное – вовлеченность ученика в процесс познания, поиска истины.

Девиз – «Познание – сила!»

Основной прием педагогической технологии – диалог или полилог.

Характерные черты – богатство импровизации, сотрудничество, сотворчество с учеником, взаимообогащение.

Установка – признание равного права каждого познавать мир без ограничений.

В основе – любовь к ученику, вера в его творческие возможности.

Шкала оценки успехов основывается на отслеживании движения в развитии относительно своих прежних достижений, а не относительно других и не относительно заданных нормативов.

Диагностика успехов не служит средством отбора и продвижения «сильных».

Эзотерическая парадигма

Педагогика посвященных для подготовки посвященных.

Истина рассматривается как вечно существующая и неизменная. Ее не нужно доказывать, а нужно постигать.

Учение – путь к истине.

Девиз – «Осознание – сила!»

Основа педагогической технологии – добровольное подчинение наставнику, послушничество.

Критерии результатов обучения определяются на уровне общечеловеческого, космического.

В настоящее время преобладает научно – технократическая педагогическая парадигма.

Но в нынешний период социальных и экологических кризисов необходим безотлагательный переход к гуманистической педагогической парадигме, ориентированной на развитие способностей ученика.

Известный советский психолог Б.М.Теплов выделил

три характеристики способностей:

во-первых, под способностями разумеются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

во-вторых, способностями называют лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности;

в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а являются как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.

Выделяются два уровня способностей:

репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу);

творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное).

Именно на развитие творческого уровня способностей и должно быть направлено внимание учителя.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», — эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю.

Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых.

А значит, учитель должен быть:

непременно талантливым;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотным;

интеллигентным, нравственным и эрудированным;

владеющим передовыми педагогическими технологиями.

Структура системы творческих заданий

Система творческих заданий строится на основе художественной деятельности учащихся, ее структура связана с фазами художественного восприятия и постижения произведения литературы, причем система предусматривает включение в нее заданий, в которых творчество выступает в двух функциях: эстетической и эвристической.

Исследователи различают три фазы процесса художественного восприятия произведения искусства.

Первая – предварительная, или предкоммуникативная.

Эту фазу справедливо связывают с формированием художественно-психологической установки, как общей ( ожидание радости общения с искусством), так и частной (подготовка к предстоящей встрече с данным конкретным произведением).

Вторая фаза – коммуникативная, т.е. непосредственный контакт с произведением искусства. На этой фазе завязываются раздумья читателя, начинается синтезирование обретенных наблюдений и переживаний в целостную модель действительности. Из сказанного ясно, что эта фаза предполагает также наличие читательского творчества, ибо вне его собственные читательские раздумья попросту не состоятся.

Завершается формирование модели и готовых читательских идей, оценок, установок только в посткоммуникативной фазе (третья фаза) в результате осмысления того, что было воспринято, пережито, передумано в результате прямого контакта с произведением искусства.

И для этой фазы характерно взаимопереплетение непродуктивной и продуктивной деятельности читателя.

Современные данные свидетельствуют о том, что непосредственное отражение действительности в психике человека не есть пассивный акт: оно обладает активной избирательностью и целеустремленностью, которые создаются разными механизмами.

Особенно решительно – психологическими установками, складывающимися на практике и выражающими потребности человека и опыт их удовлетворения.

- 8 — Если же говорить о художественной деятельности, то непосредственно-отражательную работу создателя произведения, а следовательно, и читателя произведения, направляют творческие установки: общая установка-направленность. готовность к постоянным поискам; специальная-поиски, связанные с работой над произведением, если речь идет об авторе, или связанные с постижением произведения, если речь идет о читателе.

Построение обучения на основе художественной деятельности с учетом фаз художественного восприятия позволяет связать в практической работе ученика на уроках литературы обе функции творчества: и эвристическую, и эстетическую.

Творческие задания, связанные с фазами восприятия и постижения произведения, позволяют построить целостную систему.

Итак, стимулирующие творческие задания–задания предкоммуникативной фазы художественного восприятия.

Эти задания решают три основные задачи:

пробуждение интереса к произведению и «включение» эмоционально-ассоциативной сферы мышления ученика;

выработка и формирование литературно-художественных умений;

целенаправленная подготовка учащихся к эстетическому анализу произведения.

Творческие задания должны стимулировать мышление учащихся, поэтому и строятся с учетом эвристической функции творчества. Эта группа заданий может включать в себя практически все виды творческой деятельности.

Выбор того или иного вида задания связан с художественными особенностями изучаемого произведения.

Задания актуализирующие – используются как на предкоммуникативной, так и на первом этапе коммуникативной фазы в зависимости от наличия читательского опытананий о жанре и теме произведения. Эти задания мобилизуют эстетический опыт школьников. Поэтому доля эвристической функции творчества в них значительно меньше, чем в актуализирующих, и в плане творчества они ближе к познавательным задачам, чем к собственно творческому опыту учеников.

Творческие задания в большей степени, чем предыдущие, строятся на основе учета своеобразия литературы как вида искусства. Их целесообразнее всего использовать на коммуникативной фазе, хотя некоторые из них вполне применимы и на посткоммуникативной, ибо для выполнения заданий ученику необходимо проделать важнейшую мыслительную операцию обобщения.

По своей сути они – художественные познавательные задачи, в которых, как уже говорилось, творчество проявляется в своей эстетической функции.

Таким образом, эвристическая функция художественной деятельности, обогатившись в сознании школьника эстетическим своим проявлением, приходит к гармоничному объединению творчества в обеих его функциях на основе художественного постижения, которое связано с третьей фазой–посткоммуникативной.

Основной тип заданий, связанных с этой фазой, — художественные операционные задания. Они предполагают на основе постижения художественной идеи произведения создание собственно читательской интерпретации.

Творчество, таким образом, проявляется в обеих своих функциях.

Если говорить о средних классах и произведениях устойчивых жанровых форм, то художественными операционными заданиями могут стать задания, связанные с созданием собственного произведения на основе изученного: его жанровых, стилистических и иных художественных особенностей.

Эти задания – завершающая фаза освоения произведения.

Следует еще раз подчеркнуть, что задания всех этапов лишь тогда будут наиболее продуктивными, когда они ориентированы на формирование и развитие литературно-художественных умений.

- 9 -