Открытый урок ОБЖ Если заблудился в лесу

Открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе.

Тема урока: «Если заблудился в лесу».

Цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в условиях автономного существования в природной среде; если ты заблудился в лесу.

Задачи:

Обучающие: Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности в  экстремальных ситуациях в природной среде: человек   заблудился в лесу; научить ориентироваться с помощью компаса.

Развивающие: развитие качеств личности , необходимых для безопасного поведения в условиях автономного существования в природной среде. развивать воображение детей, интерес к предмету.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своей жизни.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний и объяснение нового материала).

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование урока: НАЗ, презентация, карточки, компас, заготовки для создания самодельного компаса.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Сообщение темы и цели урока.

Мы сегодня начинаем изучать новый раздел «Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде». И тема сегодняшнего урока «Если заблудился в лесу». Слайд №1

Цель нашего урока: познакомиться с правилами поведения в условиях автономного существования в природной среде, способами ориентирования. Что делать, если заблудился в лесу. Слайд №2

Скажите для чего нужно изучать эту тема, пригодятся ли эти знания в жизни?

(Ответы учащихся).

Проверка знаний учащихся.

Но чтобы перейти к новой теме мы должны вспомнить основные правила ОБЖ.

Восстановите последовательность действий для преодоления страха (на доске висят карточки):

Думаю, сосредоточившись на ближайших делах, составлю план действий.

Стану глубоко дышать. Вдох носом, выдох ртом. Успокоюсь.

Скажу в слух: «Всё будет хорошо!».

Удобно сяду, закрою глаза, досчитаю до 30.

Какую одежду нужно выбрать для похода в летнее время ( учащиеся должны выбрать одежду и объяснить свой выбор: брюки спортивного типа, рубашка с длинными рукавами, обувь должна быть разношенной, для защиты от солнца нужен головной убор и рюкзак).

Выберите карточки правильной и успешной акклиматизации (выспаться, дать организму отдохнуть; не расслабляться и после приезда сразу же идти знакомиться с окрестностями; пробовать все экзотические блюда и фрукты, пить сырую воду; есть привычные для твоего организма продукты, пить кипячёную воду; заранее не тренироваться, беречь организм от физических нагрузок, экономить энергию, а когда понадобится, сразу напрягать организм на пределе всех своих сил; приучать свой организм к колебаниям температуры воздуха).

-Молодцы!

-И так вы с вами вспомнили основные правила без которых нам нельзя отправляться в путешествие, но что мы должны с собой ещё обязательно взять?

-НАЗ.

-Хорошо, а что такое НАЗ?

-Носимый аварийный запас.

Работа над новой темой.

Сегодня мы с вами будем его пополнять, добавим инструкцию «Если я заблудился в лесу».

Но сначала вспомним о Робинзоне Крузо (учащиеся вспоминаю историю героя). Прототипом этого героя стал английский моряк Селькирк, который четыре года прожил на необитаемом острове в океане. На острове был тёплый климат, плоды, можно сказать, падали ему на голову с деревьев, уцелело много снаряжения.

Пример несравним с героическим примером четырёх российских моряков, которые шесть с лишним лет прожили на одном из необитаемых островов. На острове совершенно не было никаких деревьев. Из снаряжения у них были только котелок, топор, ружьё и 12 зарядов к нему, охотничьи ножи. И люди выжили.

Итак, даже на необитаемых остовах люди выживают. А если вы заблудитесь в лесу это не страшно. Вы всегда сможете попасть обратно домой, сами или с помощью нашедших вас людей. Надо только соблюдать некоторые правила.

-Что нужно брать с собой, чтобы не заблудиться? Слайд

Если возьмёте эти вещи, то заблудиться вам будет трудно.

-Вспомните одно из правил при подготовке к путешествию?

Но всё-таки вы заблудились или потеряли ориентацию на местности. Кстати в такую ситуацию попадали хоть раз все опытные путешественники.

Учитель зачитывает цитату из «Маленьких дикарей» Сетона-Томпсона.

« — Мистер Кларк, а вы когда-нибудь теряли дорогу? – без устали расспрашивал Ян.

- Конечно, и не раз. Каждому, кто ходит в лес, приходилось хоть однажды плутать без дороги. (…) Кажды может заблудиться, но человек бывалый всегда находит дорогу, а новичок может и погибнуть. В этом вся разница»…

Учитель предлагает учащимся записать последовательность действий составить инструкцию, которая будет шпаргалкой-подсказкой в экстремальной ситуации:

Сразу остановитесь. То, что вы читаете эти советы в лесу, вскрыв свой НАЗ, означает начало действия плана по спасению.

Успокойтесь. Заставь себя дышать глубоко и медленно вдох через нос, выдох через рот. Прислонитесь спиной к дереву и отдохните. Вам предстоит очень бережно тратить свои силы – берегите тепло своего тела: держи одежду сухой и не садись на камни и землю. Этими первыми минутами. Проведёнными в состоянии сосредоточенного спокойствия, вы увеличиваете свои шансы выжить в два раза.

Думайте. Вспомните, как вы шли, какие ориентиры встречали. Где было Солнце. Нарисуйте на земле схему вашего пути. Может быть, вы сможете выйти назад. Если сомневаетесь лучше не идти, а подождать, сделать ночлег.

Подавайте сигнал о помощи. Если полагаете, что вас могут услышать другие люди, дуйте в свисток или кричите. Но не слишком долго: это утомительно и может увеличить чувство тревоги. Далеко слышен звук ударов палкой по стволу сухого дерева. Сырой мох или ветки с зелёными листьями, брошенные в костёр, дают густой, белый, хорошо заметный дым.

Найдите возвышенность. Если близко есть холм, на который можно безопасно подняться, идите туда. Попытайтесь увидеть с вершины знакомый ориентир. Если вы в нём уверены, то уже можете выйти сами.

Найдите или сделайте навес. Не ждите наступления темноты. Если холодно, чаще машите руками и ногами.

Разведите костёр. Вначале соберите достаточно дров и сложите под навесом растопку. Используйте спички из своего НАЗа. На дрова используйте только стоящие сухие стволы.

Сигналы о помощи. Подавайте сигналы о помощи (Более детально будем рассматривать на следующем уроке).

Ещё раз успокойтесь и подумайте. Заставьте себя не волноваться. Подумайте, что вы сидите у костра пламя горит уютно и дружелюбно вы зажгли свой огонь выдержали древний экзамен на гордое имя Homo sapiens. Это же здорово!

Вот такое аварийное автономное существование и называется выживанием!

-Что делать, если вы заблудились и никого не предупредили о своём маршруте?

Если вы никого не предупредили, люди не будут знать определенно, когда и где вас искать. Ваше положение более неопределённо. Прежде чем вы попытаетесь вернуться самостоятельно, отдохните в аварийном лагере хотя бы час.

Принимайте решение выходить к людям, только если уверены, что этим вы не ухудшите своё положение. Если уже темнеет или ухудшается погода, переждите в аварийном лагере. Зимой ожидать помощи у костра значительно безопаснее, чем предпринимать попытки выбрать самостоятельно.

Теперь свернём нашу инструкцию и положим в НАЗ. Если вы будете соблюдать данную инструкцию, то всегда найдёте дорогу домой.

Физминутка «Светофор».

- Какие ориентиры можно использовать, чтобы выйти к людям? Слайд.

Чтобы выходить на этот ориентир, нужно чётко поддерживать направление. Услышав звук, необходимо повернуться к нему лицом и, не двигаясь, попытаться определить направление. Некоторое время нужно соблюдать тишину, т.к. всегда существует вероятность повторения звука. Ночью слышимость возрастает. Для её улучшения рекомендуется прислонить ухо к земле, приложить к ушной раковине согнутые ладони. Отдельные звуки слышны лучше, если к ним прислушаться, раскрыв рот.

Учитель предлагает познакомиться с таблицей.

Источники звуков

Дальность слышимости, км.

Выстрел из охотничьего ружья

3,5

Рокот работающего трактора

10

Паровозный или пароходный гудок

7-10

Автомобильный сигнал

2-3

Крик человека

1-1,5

Ржание лошадей, лай собак

2-3

Практическая работа.

Один из наиболее распространённых способов ориентирования – это компас. Этот метод может быть использован практически в любую погоду.

Учитель знакомит учащихся с историей создания компаса.

Магнитный компас был изобретён в Китае. В китайских рукописях 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшке, который «караванщики берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нём на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути.

Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально и повернуть его так, чтобы северный конец стрелки компаса совпадал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север – юг (учитель знакомит учащихся с компасом и показывает как нужно пользоваться им).

Простейший компас вы можете изготовить сами (учащиеся с учителем изготовляют компас). Для этого нужно намагнитить иголку и поместить её на плавающую в чашке воды или глубокой тарелке кусочек пробки, пенопласта, щепки. Главное, чтобы иголка не тонула, а опора могла свободно перемещаться в тарелке и не была слишком массивной для маленькой иглы. Через некоторое время иголка вместе с пенопластом повернётся по линии Север-Юг. Это закон намагниченной иголки.

Итог урока.

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Встаньте те, кто считает, что урок прошёл с пользой для вас. Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

параграф 8. Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.В каком направлении находится ваш дом?