Открытый урок Волшебство в музыке

Тема урока «Волшебство в музыке».

Тема четверти «В чем сила музыки?»

Тип урока «Развитие темы».

План:

Вход: «Волшебный цветок»

Беседа

«Ты откуда музыка» Дубравина

«Волшебное озеро» Лядова

«Песня о волшебниках» Гладкова

Ход урока.

Я никогда не читала книг на уроке музыки, а сегодня я начну наш урок с отрывка из сказочных повестей Александра Волкова «Волшебник изумрудного города», а в конце урока вы узнаете, почему я начала урок с чтения. (Отрывок из книги стр. 8)

- Мамочка, — спросила Элли, отрываясь от книг, — а теперь волшебники есть?..

- А вы верите в волшебников и в волшебство?

А ведь волшебство окружает нас повсюду, посмотрим за окно, волшебство везде, и в цветке, и в дуновении ветерка, и в пении птиц, а ведь муз. это то-же волшебство.

Я вам открою секрет, все вы волшебники, потому, что в вас рождается музыка и вы дарите ее всем людям.

Приоткроем волшебный занавес и прислушаемся к волшебному миру музыки.

Тема: «В чем сила музыки».

Художественно – педагогическая идея

«Прекрасное прекрасней во сто крат

Увенчанное правдой драгоценной»

В. Шекспир

Задачи:

Обучающая: Ввести в тему урока:«В чем сила музыки?» «Красота и правда в музыке». Как музыка своим языком может раскрыть мир волшебства.

Воспитательная: Знание русского искусства, русских композиторов, поэтов, художников.

Развивающая: Развитие творческих способностей, воображения, внутреннего слуха, навыки кантиленного пения.

Тип урока: Развитие темы.

План урока.

Исполнение песни Я. Дубравина на стихи В. Суслова.

«Ты откуда, музыка?»

Слушание и творческие задания произведения «Волшебное озеро». А. Лядова

Исполнение песни «Песня о волшебниках» сл. В. Луговского муз. Г. Гладкова.

— О чем поется в песне? Она правдиво рассказывает о реальном мире?

- А музыка, которую мы сейчас с вами прослушаем, реальная, или фантастическая, волшебная?

Слушание фрагмента «Волшебное Озеро»

- Подумайте — музыкальная композиция, которую мы прослушали — реальная или фантастическая или волшебная?

- А ведь музыка волшебная может быть разной по характеру, по настроению в зависимости от того какие картины она нам передает.

- Давайте прослушаем еще раз. Но перед слушанием я хочу дать вам такое задание.

- 1 группе. Вы сочините РАССКАЗ, навеянный музыкой и название.

-2 гр. Вы подберите картины наиболее близкие, созвучные музыке.

-3 гр. Какие поэтические строки вы бы подобрали по настроению музыки.

-4 гр. Нарисуйте то, что вдохнула в вас музыка.

-Вы можете не рисовать конкретные образы, а передать музыку в цвете.

-Все вы были правы.

-И помогла нам почувствовать и понять это настроение муз. А. Лядова.

Название произведения «Волшебное озеро»

Рассказ

- Автор изобразил картину затерянного в лесной глуши озера, «звучащей тишины». Едва колышущаяся водная поверхность постепенно как бы оживает, как будто из нее возникают еле уловимые, чарующе фантастические видения. Но, только успев возникнуть, они снова исчезают, и опять остается лишь чуть колеблющаяся легким ветром водная гладь, к концу произведения почти совсем застывающая в неподвижности.

- Колорит слагается из шелеста и шороха струнных, нежно звенящих тембров арфы, отдаление регистров, создают «Бездонность» глубины водного пространства.

- А вот вы подобрали стих о земле, о небе.

-Нарисовали природу, подобрали иллюстрации к произведению «Волшебна я флейта» и все это прекрасно гармонирует с музыкой Анатолия Лядова.

- Почему?

- Как вы думаете, что в них общего? Они все волшебные, во всем есть волшебство?

- Следите за окончанием фразы, следите за другими композиционными особенностями произведения.

Исполнение.

- Почему я начала урок с чтения книги Александра Волкова о волшебниках? Потому что мы говорили о музыке, которая рассказывала о волшебниках и волшебстве.

- Музыка может своим языком рассказать не только о реальной жизни, но и ввести в мир волшебства.

- И мы это почувствовали, ведь музыка образно нам об этом рассказывает.

Оценки.

- Теперь мы можем сказать, что честность, доброта, смелость, дружба — эти качества человека, дела, о которых говорится в жизни, помогают людям совершать поступки не в сказке, а наяву и это просто называется волшебством.