Открытый урок Придворный художник Диего Веласкес

Открытый урок: «Придворный художник Диего Веласкес»

проведен 14 февраля 2013 г.

Учитель МХК Смирнова Марина Валентиновна

Цель урока: изучить особенности живописи Испанского Возрождения на примере творчества Диего Веласкеса.

Задачи урока: изучение стиля Диего Веласкеса, техники живописи, характера композиции, сюжетов, и значения творчества художника для мирового наследия.

Ход урока:

1)Презентация – записывают тему, краткие сведения (первые 2 слайда Презентации)

Японцы создали программу, по которой пытались определить лучших художников мира.

Программа определила 6 художников – Ян Вермеер, Рембрант, Рафаэль, Веласкес, Тициан, Сезанн.

Из них на первом месте Рафаэль а на втором Веласкес.

Чем же так выделяется Веласкес среди других художников?

2)Затем слайд-шоу, музыкальное сопровождение: Моцарт Симфония №35, часть 2

После просмотра

Вопрос: какая главная тема творчества художника?

(люди)

3)Рассказ учителя по картинам:

Художник родился в Севилье. Рано проявил одаренность. Прекрасно изучил рисунок в мастерской ФранческоПачеко. Там он женится на дочери учителя – Хуане-Меранде.

Рисунки Веласкеса очень убедительны и реалистичны. Он мастерски рисует людей и именно люди его интересуют. С любовью и тщательностью он изображает и нехитрый интерьер – посуду и снедь.

Первые его картины – «Завтрак», «Продавец воды».

Библейские сюжеты – «Марфа и Мария» — также получаются у него правдивы и реалистичны.

Веласкесу не сразу удается попасть на службу королю, ему помогает всесильный граф Олеварес.

Молодой король Испании Филипп случайно увидел его картины и заказал свой портрет. С этого времени художник получил должность при дворе и получает 20 гульденов в месяц. Его поселяют во дворце и из 6 придворных художников только ему разрешается рисовать членов королевской семьи.

В 16 – 17 веке в испанском дворе как нигде господствует ритуал и церемониал. Ритуалом охвачено все – одежда, поведение, даже жесты.

Испанцы придумали корсет и его носят как мужчины так и женщины. Тело стянуто корсетом до самых подмышек, воротник туго застегнут и шея стянута пышным воротником из кружев. Невозможно согнуться, тело напряженно вытянуто. Горделивая и величественная осанка.

Испанцы впервые ввели в моду чулки у мужчин. Плащ короткий и пышные штаны.

У женщин входят в моду платья растянутее по бокам — вертугаден. В таком платье невозможно войти в дверь, только боком.

На голове в довершении ко всему носят крохотную шапочку с пером – эспри.

Которую очень трудно удержать на голове.

Одежда ужасно неудобная и цель только одна – соответствовать этикету. Ярко выраженный ритуал через костюм (аристократия выделяется из массы)

В 1830г. Веласкес едет в Италию.

Изучает античность, делает копии Тициана и других художников.

По приезде он пишет картину

«В кузнице Вулкана» — мифологическая тема

Граф Оливарес решил подарить королю загородный дворец. Чтобы украсить его он заказал серию картин, прославляющие военные победы Испании.

Так одна из картин «Сдача Бреды»

Эта картина рассказывает о победе над голландцами, целый год длилась осада голландского города и наконец испанцы его завоевали. На гигантском полотне изображен момент передачи ключей от города в руки завоевателей. Два войска, два генерала противостоят друг другу. Испанцы стоят компактно. Одеты одинаково в латы и серые плащи, голландцы изображены иначе, ето разномастная группа – бюргеры, крестьяне, ремесленники. Фермеры, одеты по-разному. Стоят свободно и непринужденно, объединенные верой в грядущее освобождение страны. Генерал Истино Нассау изображен в одежде табачного цвета, в белоснежные воротник и манжеты дорогих голландских кружев.

Вопрос:

Как изобразил художник победителя и побежденного, что говорят их позы и выражение лиц?

( обсуждение)

Взаимное уважение – это уважение самого художника к человеку.

Еще художник делает серию портретов карликов и шутов, которых было изобилие при дворе.

Мы видим, что художник передает личность каждого.

В 1640-хгодах художник снова едет в Италию. Причем король с большой неохотой его отпустил. И только назначение художника на самую высокую должность при дворе – гофмаршалом двора, заставило художника вернуться.

В Италии он пишет портрет папы Иннокентия Х.

Получив портрет, папа сказал «Слишком правдиво».

Задание (устно):

Какие качества характера Иннокентия Х вы видите в этом портрете? Психологический портрет героя

Обсуждение.

Восхищенный мастерством художника папа ходатайствует перед королем о принятии его в орден крестоносцев – Крест Сантьяго.

Именно с этим крестом изобразил себя художник в своей самой известной картине – «Менины».

Картина написана за 4 года до смерти художника.Менинами называли придворных дам, фрейлин. Он изобразил свою мастерскую в момент посещения ее семьей короля. Художник с мольбертом и рисует короля и королеву. Мы видим их сзади, отраженных в зеркале. В проеме двери тоже очень важное лицо – гофмейстер двора. Но все эти важные лица изображены вдалеке. Как бы нереальные , в другом пространстве.

Самостоятельно сделать описание картины «Менины» 1656г.

Вопросы задать устно:

(вопросы заранее распечатаны и раздаются)

Картина «Менины» 1656г. Вопросы:

1)Кто главный герой картины?

2)Опишите характер отношений девочки-инфанты и ее фрейлин – Менин?

3)Почему художник поместил на первом плане придворную шутиху?

4)Каким изобразил себя художник, что хочет сказать о себе ?

5)Идея картины (что хотел сказать художник зрителю)?

А на первом плане инфанта Маргарита, две фрейлины и карлица Маргрита. Эту карлицу подарили в День рождения Маргариты. Карлица показывает нам на орден на груди, она его получила за прекрасное воспитание, которое она давала девочке. Карлица немка.

Фрейлина присев на колено подает девочке чашку воды попить.

(девочка в панцире платья не может сама налить себе воды)

Художник помещает нас (зрителей) в центр событий.

2 пространства – передний план, и сзади нас стоят король и королева. Они отражаются напротив в зеркале. Необычное построение композиции. Свободное построение.

Выводы:

Художник помещает на первом плане то, что дорого девочке – главной героине картины. А для художника важна только эта девочка, и все, что с ней связано.

Художник дает психологическую характеристику своим героям.

Для художников последующих поколений это полотно было откровением.

«Менины» — итог работы и жизни художника.

Итальянский теоретик живописи Лука Джордано пыталсяобъяснить сыну Филиппа Четвертого достоинства этой необычной картины – «Сеньор, это теология живописи»

Веласкесу на родине поставили памятник, на котором высечены лаконичные слова:

«Художнику истины» — Слайд 3

4) Заключение

Вопрос: Так чем же так выделяется живопись Диего Веласкеса для своего времени?

Дети самостоятельно делают выводы.

Слайд 4 Вывод:

- Живопись Веласкеса настолько правдива, что он вошел в историю как «живописец истины».

- в испанском искусстве Веласкес первый открывает мир реалистической живописи

Д/з Параграф 10 часть 2, читать, ответить на вопросы

Приложение 1 :

Видеоряд:

1 Диего Веласкес

2Ранние работы – Завтрак, Продавец воды 1617г.

2.Марфа и Мария библейский сюжет изображает реалистично

3.Граф Олеварес 1640г. (премьер-министр) сделал протекцию Веласкесу

4. Филипп 4

5.Члены королевской семьи

Королева Мария Австрийская

Дама с веером

Едет в Италию 1630г. Изучает античность. Делает копии Тициана

По приезде:

В кузнице Вулкана 1630г.

Взятие Бреды

Портреты карликов

Вторично едет в Италию:

Портрет папы Иннокентия Х «Слишком правдиво»

Менины – 1656г (за 4г. до смерти)

Инфанта Маргарита, карлица Маргрита (немка), которую ей подарили в День Рождения, за то что она прекрасно воспитывала Маргариту, карлице дали орден и она его на картине показывает зрителю.

Несколько портретов Маргариты. Любил её рисовать.

Приложение 2

Картина «Менины» 1656г. Вопросы:

1)Кто главный герой картины?

2)Опишите характер отношений девочки-инфанты и ее фрейлин – Менин?

3)Почему художник поместил на первом плане придворную шутиху?

4)Каким изобразил себя художник, что хочет сказать о себе ?

5)Идея картины (что хотел сказать художник зрителю)?

Картина «Менины» 1656г. Вопросы:

1)Кто главный герой картины?

2)Опишите характер отношений девочки-инфанты и ее фрейлин – Менин?

3)Почему художник поместил на первом плане придворную шутиху?

4)Каким изобразил себя художник, что хочет сказать о себе ?

5)Идея картины (что хотел сказать художник зрителю)?

Картина «Менины» 1656г. Вопросы:

1)Кто главный герой картины?

2)Опишите характер отношений девочки-инфанты и ее фрейлин – Менин?

3)Почему художник поместил на первом плане придворную шутиху?

4)Каким изобразил себя художник, что хочет сказать о себе ?

5)Идея картины (что хотел сказать художник зрителю)?