Открытое занятие Волшебное электричество

Занятие «Волшебное электричество» по ознакомлению с окружающим миром.

Подготовительная группа.

Образовательные задачи:

-обобщать знания детей об электричестве;

-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

-познакомить детей с причиной проявления статического электричества;

-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-развивать волевую готовность к школе.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-вызывать радость открытий, полученных из опытов;

-воспитывать умение работать в коллективе.

Материал:

- игрушка с батарейкой

-пластмассовые палочки по количеству детей;

-кусочки шерстяной ткани, шелка;

-дидактическая игра «Собери предмет»;

-карточки «Правила пользования электроприборами»;

-цветные шары.

Ход занятия:

Слайд №1.

Воспитатель (заводит детей в группу): Ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, посмотреть как мы с вами занимаемся, тихонечко садимся на свои места.

На нашем сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с волшебным электричеством, узнаем где «живет» и как оно нам помогает. Также познакомимся с электроприборами, правилами безопасного обращения с ними. И немного поиграем.

Входит Золушка.

Не справиться мне с этой тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит моих всех стараний!

Мне так не хватает машины стиральной.

Руками приходится дом убирать,

Но где пылесос, чтобы мне помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед…

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присяду недолго – ну как все успеть?

На бал бы в окошко хоть мне посмотреть!

Однако за дело, сил не жалея,

Надежда вся только на добрую Фею.

(Золушка садится и плачет)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, да это же золушка!

Что случилось? Почему ты плачешь?

Золушка: Мои сестрицы уехали на бал, а мне оставили столько работы, что я и за неделю не управлюсь! И конечно же на бал не попаду!

Воспитатель: Дети, поможем Золушке? А я вам подскажу, как это можно сделать.

Золушка: Как же вы мне поможете?

Воспитатель: А ты садись и слушай!

Слайд №2.

Главные наши помощники — это электроприборы, они как добрые волшебники, помогают нам везде. Ребята, вы знаете, что такое электроприборы? Правильно — это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют разнообразную домашнюю работу. С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся, а помогут мне в этом ребята! Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки.

Загадки

1. Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

(холодильник) Слайд №3.

Ребята, как вы думаете, для чего нужен холодильник? Правильно, чтобы хранить продукты.

2.Машина сама постирает белье,

Для этого есть барабан у нее.

Однако машина на нем не играет-

Одежду она в барабане стирает!

(Стиральная машина) Слайд №4.

Золушка: Ой, какая вещь, мне бы такую! Она что сама стирает?

Воспитатель: Да, Золушка, машина все делает сама: постирает, прополощет, отожмет. Остается только вынуть из нее белье и повесить сушить.

Золушка: Ой, какая прелесть!

3.Пыль найдёт и вмиг проглотит

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит……….

(Пылесос) Слайд №5.

Ребята, как вы думаете, почему пылесос так называется? Правильно, потому что он засасывает внутрь пыль.

4. Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг-

Имя у него …..

(утюг) Слайд №6.

Ребята, для чего нужен утюг? Правильно, все мы любим носить красивую одежду, но вот беда, она часто мнется, и чтобы привести одежду в порядок ,нам нужен утюг.

5.Посуду грязную берем,

В волшебный ящичек кладем,

Его мы закрываем,

На кнопку нажимаем…

Посуду ящик будет мыть,

А после тщательно сушить.

Внутри его не видно рук,

Но он помощник наш и друг!

(посудомоечная машина) Слайд №7.

Золушка: Ой, какая прелесть! Я тоже такую хочу!

6.Только я, только я

Я на кухне главная.

Без меня как не трудитесь

Без обеда насидитесь.

(Электроплита) Слайд №8.

Ребята, для чего нужна электроплита? Верно, на ней варят, жарят, пекут различные блюда. Кто скажет, на чем люди готовили еду до изобретения электричества? Правильно, на печке. Чтобы разжечь печь, нужно принести дрова, разжечь пламя, постоянно за ним следить, зато электроплите дрова не требуются, стоит только повернуть ручку, как плита начинает нагреваться.

7.На столе в колпаке

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок-

Развеселый огонек.

(настольная лампа) Слайд №9.

Скажите, ребята, для чего нам нужна электрическая лампа? Верно, для того чтобы освещать. Много лет назад единственным источником света было солнце, древние люди, спасаясь от темноты, разводили огонь. Но с изобретением электричества, появились осветительные приборы, которые облегчили жизнь людей.

-А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (ответы детей) Слайд №10.

- Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка — это входные ворота в электрическую сеть.

-А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.

Воспитатель:

-Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?

(Ответы детей.)

Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой – вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.

Звучит тихая музыка. Слайд №11.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Воспитатель:

-Посмотри, Золушка, какие у нас ребята добрые, отзывчивые, старательные. Они всегда готовы помочь в беде. А сейчас, Золушка, дети расскажут тебе, для чего нужен каждый электроприбор.

Воспитатель:

-Для чего нужен этот прибор?

(фен, миксер, микроволновка, швейная машина).

Ответы детей (дарят золушке).

Воспитатель:

-Теперь у тебя, Золушка, есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Сейчас я вас познакомлю с основными правилами пользования электроприборами. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Эти правила нужно запомнить!

Слайд №12.

Первое правило: Вода и электричество, оказавшись вместе, становятся очень опасными, поэтому нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, может ударить током.

Слайд №13.

Второе правило: Выключайте электроприборы, нажав на кнопку, вытащив вилку из розетки. Никогда не тяните за электропровод руками, может случиться короткое замыкание. Лучше попросить об этом взрослых.

Ни в коем случае не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них. Вас может ударить током.

Слайд №14.

Третье правило: Нельзя играть с розетками, вставлять в розетку пальцы и различные предметы.

Ребята мы с вами знаем стишок, давайте его повторим для Золушки:

Гвоздики и пальчики

В розетку не вставлять.

Электричество опасно –

Это каждый должен знать.

Слайд №15.

Воспитатель: Молодцы ребята!

-Золушка, теперь ты все знаешь об электроприборах, которые помогут тебе выполнить домашнюю работу и поехать на бал.

Золушка: Как я Вам благодарна ребята! Пойду собираться (уходит).

Воспитатель:

-А теперь пришла пора поиграть нам, детвора. Потихонечку встаем и становимся в кружок.

Игра «Ток бежит по проводам».

Ход игры (звучит музыка)

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

После игры дети встают вокруг воспитателя.

Воспитатель:

-А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.

Надо закрыть глаза, и сказать волшебные слова. Звучит музыка. Раз, два, три – дверь в волшебную страну отвори.

Вот мы и в волшебной стране.

Опыты.

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).

Воспитатель:

-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).

Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).

Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).

Вывод: в волосах тоже живет электричество.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Ребята тихонечко садимся на свои места.

Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно).

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку.

Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

3. У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку. Игрушка заработала. Почему?

Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

-Какие еще предметы работают на батарейках? (ответы детей).

Воспитатель:

-Ребята, какие вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться обратно.

Сейчас закройте глаза.

Один, два, три, четыре, пять – возвратились мы назад.

Воспитатель:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомились с чем? (волшебным электричеством, с электроприборами). Какие электроприборы вы запомнили? Ответы детей. Правильно. Какие правила безопасного обращения с электроприборами вы запомнили? (нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, нельзя тянуть за провод руками, нельзя играть с розетками). Молодцы. Также мы узнали, что есть и безопасное электричество, где оно живет? (в волосах, в одежде, в батарейках). Ой, какие вы молодцы!

Посмотрите, Золушка опять у нас. Какая она стала нарядная, красивая!

Золушка: Ах, ребята, бал был просто чудо! Я так счастлива, в знак благодарности приглашаю Вас на танец.

Звучит песня «Добрый жук» из кинофильма «Золушка». Дети танцуют по показу воспитателя.