Открытое занятие с элементами психологического театра Толерантность Жить в мире в друг

Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»

Слово педагога-психолога: В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

 

Для толерантного поведения важно не оценивать людей даже положительно, а стараться открыто, бережно и тактично выражать свои чувства, необходимо расшатать в себе привычку слишком часто прибегать к оценкам.

Нужно иметь в виду, что отрицательные эмоции подавлять вредно, необходимо переключаться на что-то позитивное. Толерантному поведению способствует культура поведения, ведь всем известно, что «ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость».

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.

Ни одно общество не является и не может быть однородным, так как каждое общество состоит из людей, разных не только с точки зрения их этнического происхождения, вероисповедания, политических взглядов, но и с точки зрения возраста, пола, интересов, воспитания, материального положения и т.п.Качество любого общества зависит от способности людей сосуществовать друг с другом, от того, или воспринимают они один другого, или уважают и поддерживают, или учатся один у другого, или объединяют свои усилия во имя общего дела, для постоянного улучшения своей материальной и духовной жизни. В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, который невозможен без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.

Как термин слово «толерантность» появилось в нашем крае не так давно. Но этого нельзя сказать о его содержании. В словарном запасе наших дедов и прадедов значились слова «терпимость» и «миролюбивость» (которые выражали способность не проявлять отрицательных реакций), обусловленные историческими реалиями.На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодействий они позаимствовали одни у других отдельные элементы, которые стали в такой способ общим для большинства этнических групп. Вместе с тем они, в основном, сохранили свою идентичность. В результате этих взаимоотношений зародились извечные социальные представления о людях в зависимости от этнических, конфессиональных, мировоззренческих и других отличий, которые неизбежно привели к появлению стереотипов. Известно, что стереотипы бывают как положительными, основанными на уважении, признании и подтверждении чужих ценностей, так и отрицательными, основанными на отталкивании, презрении или даже ненависти. Преодоление стереотипа — сложный и продолжительный процесс. А сейчас предлагаю проследить этот сложный процесс преодоления стереотипа. Наши ребята подготовили мини-спектакль под названием «Карлик-Нос», где и обозначена проблема нетерпимости.

Сценарий сказки Карлик Нос

Ведущий. Давным-давно, когда сказки существовали среди людей, жил в одном городе необыкновенно красивый мальчик. Но красота его была лишь внешней, сердце же было жестокое и холодное. К сожалению, большинство людей не видели ничего, кроме внешности и даже первые красавицы города не могли устоять перед его красотой. ( Девушка дарит ему цветы)Д. Они так же прекрасны как ты.М. Ха-ха-ха. Зато ты на редкость отвратительная. Уходи, ты недостойна даже стоять рядом со мной.(Выбегают его друзья)М2. Пойдём с нами, Тим.М3. Да, идём. Сегодня на ярмарке будут выступать циркачи.М. Да, это может быть занятно.( Убегают, музыка «Ярмарка», рынок, ходит ведьма)М. Ха-ха-ха. Вот это да! Да цирк уродцев уже приехал. Никогда не видел ничего более отвратительного. Смотрите. Она, наверное, своим носом и грядки может пропалывать. Ха-ха-ха.(Ведьма делает пас руками и все замирают. Музыка мрачная.)В. Глупый мальчишка, ты ещё пожалеешь о своих словах. Проклятие моё прими и облик свой смени. Твой новый вид всех друзей отвратит. Один, потерян и брошен, Горем надломлен, подкошен, Ничто не спасёт тебя, кроме добра и любви огня.(Выключается свет, на него одевают маску, ведьма дико смеётся)В. Ха-ха-ха. Пришло моё время смеяться. (Уходит)( снова музыка «Ярмарка)М. Какая странная старуха, наболтала тут всякой ерундыМ3. Ой, вот урод. Вы видели такого. Это ещё похлеще той ведьмы.М2. Такого только в цирке показывать. Пещерный тролль и то красивее.М. Что вы такое несёте, это же я, Тим.М3.Ха-ха-ха. Тим? Вот уморил. Ты так же похож на Тима, как я на ту жуткую ведьму. Я придумал тебе имя получше. Отныне тебя будут звать Карлик нос!М2. Точно. Полюбуйтесь, впервые на арене, Карлик Нос, самый уродливый красавец нашей ярмарки.(Закрывает лицо руками, все уходят.)М. (падает на колени, смотрится в лужу) Что за глупости они тут несли? А-а-а! Не может быть. Моё лицо. Ведьма, ты ещё пожалеешь.В. (выходит) И что же ты сможешь мне сделать без своры дружков за спиной. Ха-ха-ха. Ты сам ни на что не способен. Я всего лишь показала людям тебя настоящего, твоя внешность лишь отражение твоей души.М. Но я не такой.В. И ты можешь это доказать?М. Да.В. Ты посмеялся надо мной, и теперь сможешь вернуть себе свою внешность, только если соберёшь весь искренний смех в мире. Вот тебе прутик. Когда ты будешь слышать нужный смех, на прутик будет садиться прекрасная бабочка. Принеси мне их всех и тогда ты станешь прежним.Ведущий. И отправился Тим в дальнее путешествие. Тяжёлое это было путешествие, многие люди унижали и высмеивали уродливого карлика, но теперь он смотрел на мир другими глазами и видел, что в мире есть и добро и бескорыстная любовь. (Показ презентации) Он слышал искренний смех ребёнка (высвечивается картинка на каждый вид смеха) нежный смех матери над своим малышом, счастливый смех друзей, гордый смех победителя и искренний смех человека, умеющего проигрывать, смех героя перед своими палачами, смех сквозь слёзы и смущённую улыбку.И каждый раз на его прутик садилась пёстрая бабочка. Прошёл год. И вот на его прутике осталась только одна веточка. Смех влюблённой девушки он так и не смог услыхать. С надеждой вернулся он в свой город и пришёл к дому той красавицы, что когда-то подарила ему цветы. М. Теперь я принёс тебе цветы.Д. Фу. Я в жизни не возьму цветы у такого чудовища.М. Посмотри же на меня внимательно. Разве твоё сердце не подскажет тебе, кто я? Ведь когда-то ты любила меня.Д. Ха-ха-ха. Я, первая красавица в городе, любила тебя? Ты смешон и жалок. Убирайся прочь.М. Ведьма задала мне невыполнимое задание. Я никогда не стану прежним.( Выбегают два его друга.)( Толкая девушку, один срывает с неё шаль и швыряет другому, потом убегают, она садится и плачет, он бежит за ними и возвращается с шалью. Подходит к ней осторожно, протягивает шаль, так чтоб она его не видела, она видит и отшатывается от него, он, сутулясь, бредёт от неё, но она догоняет его)Д2. Подожди, не уходи. М. Нет, мой жуткий вид пугает тебя так же, как и остальных людей.Д2. Это не так, я вздрогнула от неожиданности. Ты не испугался и защитил меня, такой человек не может быть не красивым. Вернись.М. Нет. Мне не выносимо смотреть на отвращение на твоём лице. ( Она подходит к нему, поворачивает его, гладит по лицу и улыбается)М. Ты улыбнулась мне?! Вот она последняя бабочка, пойдём, ты увидишь моё истинное лицо.

( уходят, выходит ведьма)М. Ведьма, я принёс тебе то, что ты просила.В. Прекрасно, как раз то, что нужно. Ты заслужил прощение. Сейчас я закончу своё заклинание и ты станешь прежним, сможешь снова развлекаться со своими друзьями и издеваться над людьми.М. Нет, мои друзья мне более не интересны.В. Ты смотри, чудовище Карлик Нос становится человеком. Хотя впрочем, это уже неважно. Сейчас я закончу то, о чём всегда мечтала. Ещё один ингредиент и моё зелье уничтожит смех во всём мире. Не будет больше радости и веселья, смеха и счастья .Ты оказал неоценимую услугу этому миру. (Он вырывает ветку у неё из рук)В. Что ты делаешь? Не смей, ты навсегда останешься Карликом Носом. Никто никогда не сможет полюбить такое чудовище. Ты так и умрёшь чудовищем.М. Это слишком малая цена, за искренний, счастливый смех. (Ломает ветку)(Ведьма орёт и падает, гаснет свет, он тоже падает, гаснет свет и прожектор высвечивает девушку, которая плачет над ним.) Д2. В этом мире не было никого красивее тебя, Тим. (она встаёт и собирается уходить, он снимает маску и встаёт, она недоверчиво касается его уже красивого лица и они обнимаются)Ведущий: Настоящая красота человека, это красота его души. Смех, доброта, любовь могут победить любое зло. По крайней мере… так говорят старые сказки.

Ведущий (педагог-психолог): А в заключении этой сказки, мне бы хотелось показать вам одну небольшую притчу, которая очень подходит к нашей теме сегодня! (Показ притчи «О двух волках»)

Ведущий (педагог-психолог): Всем большое спасибо за внимание!!!