Ответы на вопросы зачета по политологии

Ответы на вопросы зачета по политологии.

1) Политическая система – совокупность субъектов политических отношений, институтов, взглядов, идей, способствующих развитию политической сферы общества. Структура: субъекты (политическая элита, личности, социальные группы, общество в целом), политические отношения между субъектами по поводу достижения власти, средства достижения (сила, выборы, СМИ), институты (социальные группы, государство, политические партии, общественные движения).

2) Авторитаризм – власть одного человека, опирающаяся на насилие, но с элементами демократии.

Тоталитаризм – власть одной партии, характеризующаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества и человека.

3) Политический режим – способы осуществления государственной власти (авторитаризм, тоталитаризм, демократия). Политическая система, в свою очередь, понятие более широкое в своем понимании.

4) Признаки демократии:

- Реальное осуществление власти народом (представительная демократия и непосредственная);

- Подчинение меньшинства большинству;

- Регулярность выборов;

- Мирное осуществление власти;

- Четкое разделение ветвей власти.

5) Парламентаризм – система создания законодательного органа с помощью выборов. Условия демократии:

- Стабильность в обществе;

- Экономически устойчивое развитие;

- Соблюдение существующего законодательства.

Гарантии демократии:

- Охрана правопорядка;

- Действующая судебная система;

- Защита всех видов собственности.

6) В мажоритарной избирательной системе победителем считается набравший наибольшее количество голосов (50% + 1 голос из числа проголосовавших).

Пропорциональная избирательная система – основывается на принципе, в соответствии с которым распределение мест зависит от того, какой процент голосов партия получила на выборах.

Смешанная избирательная система – избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

7) Формы демократии:

- Представительная – власть осуществляется через представителей;

- Непосредственная – осуществление народом своей власти с помощью выборов и референдумов (опрос по вопросу).

8) Достоинства демократии:

- Избавление общества от деспотии;

- Создание условий для развития личности;

- Обеспечение свободы граждан;

- Обеспечение условий для благополучной жизни;

- Обеспечение мирной жизни.

Недостатки демократии:

- Ошибки избирателей;

- Интересы оппозиции, активного меньшинства только декларируются;

- Избирательная кампания становится вечной;

- Демократия становится все в большей степени властью бюрократии.

9) Государство – политико-территориальная организация власти, обеспечивающая своим гражданам законность и порядок с помощью аппарата принуждения. Признаки государства:

- Территория с живущим на ней населением;

- Организация власти;

- Законодательство;

- Суверенитет.

10) Формы государства: монархия, республика.

Монархия: ограниченная (Великобритания), абсолютная (Россия до 1917 года);

Республика: парламентская (Италия), президентская (США, Россия).

Форма государственно-территориального устройства: федерация (Россия, США), унитарное (Казахстан), конфедерация (временное союзное государство).

11) Бюрократия – «власть стола» с французского – власть чиновников.

Плюсы (как добро):

- Разумное число чиновников необходимо для нормализации функции государственного аппарата;

- Систематизация, контроль, порядок и т.д.

Минусы (как зло):

- Большое количество дублирующих организаций;

- Бумаготворчество.

12) Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийной государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

13) Признаки правового государства:

- Приоритет первенства закона;

- Гарантированные и обеспеченные государством права и свободы граждан;

- Четкое деление ветвей власти;

- Сильная независимая судебная власть.

14) Пути формирования правового государства:

- Уважение всех видов собственности;

- Политическая стабильность;

- Плюрализм;

- Развитый избирательный процесс;

- Формирование независимой сильной судебной системы;

- Толерантность, терпимость.

15) Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Основные черты:

- Взаимная ответственность государства и общества;

- Добровольные негосударственные формы объединения граждан, обеспечивающие гражданам достойную жизнь.

16) Местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Признаки:

- Территория;

- Реализация местного самоуправления;

- Местные референдумы;

- Выборы;

- Собрания и сходы граждан.

Вопросы, которые решают органы местного самоуправления:

- Социально-экономическое развитие данной территории;

- Муниципальное образование и здравоохранение;

- Охрана общественного порядка и пожарной безопасности;

- Содержание муниципальных дорог и транспорта;

- Социальная поддержка населения;

- Организация торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

17) Общественная палата – негосударственная форма объединения наиболее уважаемых граждан нашей страны для контроля законодательной деятельностью депутатов Государственной Думы. Количество членов общественной палаты: всего – 128 человек (44 – утверждает Президент; 42 – местные законодательные органы от всех субъектов; 42 – от общественных организаций).

18) СМИ – обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий.

19) Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития. Существует 3 уровня политического сознания: теоретический, эмпирический, обыденный. Виды политического сознания: индивидуальный (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней), групповой (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит), массовый (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

20) Политическая идеология – система взглядов, установок, идей, с помощью которых обеспечивается влияние на определенные группы людей, чтобы осуществить государственную власть. Политические идеологии: консервативная, либеральная, социал-демократическая, коммунистическая.

21) Современные политические идеологии: консервативная (коммунисты), либеральная (ЛДПР), социал-демократическая.

22) Политическая психология – способ реакции людей на государственные ситуации. Воздействует на людей при помощи СМИ и прочего.

23) Политическое поведение – способ выражения своих политических взглядов. Формы: протест, терроризм, абсентеизм, политическое преступление. Виды: легальные, нелегальные.

24) Политическая партия – добровольное объединение людей, связанных одной идеологией, взглядами, способами достижения власти. Сущность – распространение своей идеологии среди людей. Структура: рядовые члены партии, партийные ячейки, комитеты, центральные органы (комитет, политическое бюро), лидеры. Функции: выявление интересов различных социальных групп, привлечение граждан на сторону и в ряды партий, участие в избирательных кампаниях, выдвижение кандидатов. Классификация: в зависимости от доступа к власти (правящие и оппозиционные), в зависимости от количества членов (массовые и кадровые), в зависимости от способов достижения власти (реформаторские и революционные), по идеологическим установкам (левые, центристские, правые). Тенденции развития: тенденции к стабилизации политического процесса.

25) Общественное движение – узкая направленность деятельности, в которой отсутствуют стремления к власти и организационная структура (свободное членство).

26) Партийные системы — это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними. Типы политических систем:

- В зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

а) Демократические – широкие гражданские права и свободы человека;

б) Авторитарные – непререкаемое подчинение власти;

в) Тоталитарные – контроль государственной системы всех сфер жизни общества.

- В зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

а) Однопартийные (Коммунистическая Партия Советского Союза);

б) Двухпартийные (консерваторы и лейбористы в Великобритании);

в) Многопартийные (Швеция, Дания, Голландия);

г) «Двухсполовинные» — ведущие партии на располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия).

- В зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные.

- В зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

- В зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

27) Политическая элита — люди, которые в составе партии руководящие посты; идеологи; организаторы.

28) Политическое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав. Лидеры дают основные принципы, идеи партии, направления деятельности, руководят партией во время социальных потрясений. Типы: общенациональный лидер, лидер определенного класса, партийный лидер, харизматическое лидерство, традиционное лидерство, рационально-легальное лидерство.

Роль политического лидера:

- Согласование многообразных интересов политической жизни;

- Анализ политической обстановки;

- Определение программы действий и средств достижения;

- Укрепление связи власти и народа, разъяснение своей позиции;

- Забота о единстве организации;

- Охрана общества от раскола, поддержание законности и порядка;

- Представитель страны в международных отношениях.

29) Группы давления — образования, созданные с целью оказать влияние на государственные органы власти в благоприятных для них направлениях (лоббизм). Реализуется через различные комиссии, созданные при исполнительных органах.

30) Избирательная кампания — процесс подготовки выборов в государственные органы власти.

31) Избирательное право — отрасль права, регулирующая все правоотношения в процессе выборов. 2 вида: активное и пассивное.

32) Избирательный процесс — процесс проведения выборов (организационный этап, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование, подсчет голосов, итоги).

33) Политическое участие — действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности. Формы политического участия:

1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.

4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

34) Политическая культура — формирование знаний о политике, политических ценностях и ориентациях, способах практического и политического действий. Функции: приобщение людей к политическому наследию, формирование гражданственности (гордость за страну).

35) Типы политических культур:

- Патриархальная;

- Подданичество (ориентация на официальные институты, низкая самостоятельность);

- Активистская.

36) Политический конфликт — столкновение противоборства, субъектов политики. Причины: социальные, экономические и общественно-политические противоречия. Роль: позитивная (способствуют продвижения общества вперед, прогресс), негативная (дестабилизация общества);

37) Типы политических конфликтов: конфликт интересов (экономические), конфликт ценностей (идеологические), конфликт идентичности.

38) Эскалация — развитие. Этапы: обозначение объекта конфликта (территория, граница), состав участников, демонстрация силы, растущая с напряженностью отношений (бунт, мятеж, восстание, война).

39) Способы урегулирования конфликтов: компромисс, переговоры, перемирие.

40) Политический процесс — совокупность действий субъектов политики, направленная на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию собственных интересов. Факторы:

- Артикуляция интересов и требований (обращение к государственному органу), мнения и петиции;

- Агрегация интересов (деятельность, в ходе которой требовательность отдельных индивидов и групп, объединенные в партийных программах тех политических сил, которые ведут борьбу за власть);

- Выработка политического курса (сбор организационной власти соответствующей информации, рассмотрение альтернатив);

- Реализация и контроль исполнения принятых решений.

41) Типология политических процессов.

1) С содержательной точки зрения различают внутриполитический процесс и внешнеполитический (международный) процесс. Они различаются специфической предметной сферой, особыми способами взаимодействия субъектов, функционированием институтов, тенденциями и закономерностями развития.

2) С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений:

- Базовые;

- Периферийные;

- Явные политические процессы;

- Скрытые (теневые);

- Открытые;

- Закрытые;

- Стабильные;

- Нестабильные (переходные).

42) Особенности политического процесса в современной России:

- Нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;

- Отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;

- Неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;

- Отсутствие интеграции среди его участников;

- Навязывание обществу нововведений со стороны правительства;

- Высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты;

- Тотальная маргинализация посткоммунистического общества.