Ответы на билеты.

1 Билет (1)

Понятие о предложении

Предложение- основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение. В соответствии с этим простые и сложные предложения делятся на повествовательные, побудительные, вопросительные.

Повествовательное: Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна

Вопросительное: Что вам всем нужно для счастья?

Побудительное: Пусть добрым будем ум у вас, а сердце умным будет.

______________________________________________________________________

1. Стихи Ф.И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения. 

    Одной из центральных в творчестве Тютчева стала тема любви. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е. А. Денисьевой(«0, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.). Стихотворения данного цикла драматичны по фабуле, по характеру речевой композиции. Часто они представляют собой скрытый диалог двух собеседников, причем один из них присутствует как бы молча:

В целом эти стихи проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье:

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Любовь у Тютчева похожа на мир природы своей возвышенностью, отрешенностью от быта.. В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил. Стихи Тютчева о любви носят психологический и философский характер,

2 билет.

Подлежащее и способы его выражения.

Подлежащее может быть выражено:

Именем существительным: Смелость города берет.

Местоимением : Я поехал в университет.

Именем прилагательным: Неприятное осталось позади.

Причастием: Много работающий долго живет.

Именем числительным: Потом четверо вернулись и нас сменили.

Неопределенной формой глагола: Курить-здоровью вредить.

Словосочетанием: Шесть школьников стоят рядом с учительницей.

Междометием: В лесу раздавалось ау.

_______________________________________________________________

2. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

   

 Вся поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства.

В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее — поп, помещик, купец, чиновник или царь, — обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим призадуматься.

Вчерашние «рабы» взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбах Отечества дворянство видело свое историческое предназначение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:

В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов — русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошеную волость, избытково село»:

Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Счастливый человек на Руси — тот, кто твердо знает, что надо «Жить для счастия убогого и темного родного уголка».

3 Билет

Предложения с прямой речью.

Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи: «Я послезавтра на Волгу поеду»- сказал Саша.

Слова автора могут стоять перед прямой речью и после нее.

Схемы предложений с прямой речью:

А: «П».

«П»-а.

«П?»-а.

«П!»-а.

. Причины преступления Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.

Герой верит в теорию о делении всех людей на 2 разряда: на личностей, которым все дозволено и «серенькую массу», полностью бесправную.

Чувствуя свою индивидуальность, Раскольников не хочет относить себя к «серой массе» и решает проверить «вошь он или человек», «тварь дрожащая или право имею?»

Жертвой он выбрал жадную злую старуху-процентщицу. В ее лице он хотел уничтожить зло.

Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

4 Билет.

Междометие- неизменяемая часть речи которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения к действию.

Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком.

Пример: Ах! Как хорошо на улице.

Междометия бывают:

Непроизводные (ах, эй)

Производные (здраствуйте, извиняюсь, брось, беда.)

Героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».

 

Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов -Лариса Огудалова.

Лариса- значимое имя, в переводе с греческого «чайка». Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романа и действует в соответствии с ним. Для неё существует только мир чистых страстей, любви и очарования. Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы.

Что они ей предлагают?

Кнуров и Вожеватов- содержание: Карандышев- положение замужний женщины и унылое существование. Для Паратова Лариса просто сильное увлечение. Главное для Ларисы- любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света. Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы это то, что все люди относятся к ней как к вещи. Ей хотелось другого.

«Я любви искала и не нашла»- говорит героиня. Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева ею воспринимается как благодеяние.

5 Билет.

Второстепенные члены предложения.

Определение- 2степенный член, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? и др.

Дополнение- 2степенный член, обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных.

Обстоятельство-2степенный член, который обозначает место, время, причину, образ действия.

Отвечает на вопросы: что? Где? Когда? Почему? Как?

5. Человек и природа в лирике А.А. Фета. Чтение наизусть одного стихотворения. 

    Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая связь человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

«Шепот, робкое дыханье…» Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета— «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни — высшее выражение душевного подъема.

6 Билет.

Имя существительное:

Это часть речи, отвечает на вопросы: кто? что? и обозначает предмет.

Бывают собственные и нарицательные.

Одушевленные и неодушевленные.

3 рода: мужской, женский, средний род.

На конце существительных ж.р. после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) ставится «Ь» знак.

Изменяются по вопросам и падежам;числам ед.ч, мн.ч.

6. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. (На примере одной сказки.) 

    

М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано — сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

«Премудрый пескарь» — образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг — «выжить и щуке в хайло не попасть».

7 Билет.

Прилагательное.

Это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой или чей?

Прилагательные изменяются по родам числам и падежам

Выделяются 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные- признаки, обозначающие различные качества предмета по возрасту (молодой, старый), величине (большой, маленький)

Относительные обозначают материал из которого сделан предмет (деревянный дом, бетонная стена)

Притяжательные- обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (отцовский дом, мамино письмо)

7. « Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.

В романе-эпопее, различные элементы которого объединяет «мысль народная», образ народа занимает особое место. В этом образе воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Отдельный человек ценен лишь тогда, когда он — неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Война и мир» — это «картина нравов, построенная на историческом событии», — писал Л. Н. Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации: независимо от сословной принадлежности, пола и возраста все были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма», проявившимся не в громких словах, а в поступках. Это единение на основе нравственного чувства глубоко спрятано в душе каждого человека и проявляется в тяжелую для родины пору.

Народное сознание как воинская сила вступает в действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься «дубина народной войны». Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова, стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же лавку, дабы врагу не досталось ничего. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты смотрят на него как на общенародное дело. «Всем народом навалиться хотят», — объясняет солдат Пьеру.

«Мысль народная» воплощена Толстым и во множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такой безумною и пьяною решительностью, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».

Те человеческие, моральные и воинские качества, которые Толстой всегда считал неотъемлемым достоинством русского солдата и всего русского народа — героизм, сила воли, простота и скромность, — воплощены в образе капитана Тушина, являющемся живым выражением народного духа, «мысли народной». Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается внутренняя красота, нравственное величие.

— Тихон Щербатый — человек войны, самый полезный боец в отряде Денисова. Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, смелое, что писатель обнаруживал в крепостном крестьянине, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона. Платон Каратаев вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: ни на что не ропщет, никого не обвиняет, кроток, добр к каждому человеку.

Высокий патриотический дух и сила русской армии принесли ей нравственную победу, и наступил перелом в войне.

8 Билет.

Глагол.

Это самостоятельная часть речи, обозначает действие и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?.

Морфологические признаки- изменение по наклонениям, временам, лицам, родам и т.д.

Синтаксические признаки- в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

8. « Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Наряду с изображением грандиозных исторических событий, с философскими размышлениями автора значительное внимание в романе уделяется семье как основе основ. В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Вместе с этими семьями мы переживаем все события от начала романа до его конца, видим их трудные и счастливые минуты.

Первый раз мы встречаемся с семейством Ростовых на именинах графини. Сразу же попадаешь в атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как «в доме Ростовых любовный воздух». Граф и графиня — добрые и простые люди, всей душой и сердцем открытые детям. Они рады каждому, кто приходит в их дом. Жить в таком доме, где царят мир, взаимопонимание и уважение, — это счастье. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети в семье чувствуют родительскую нежность и ласку. Наташа — искренняя, бескорыстная, очаровательная девочка, готовая любить весь мир. Младший сын Петя — добрый, честный и по-детски наивный. Соня —девушка нежная и чувствительная. . Эта семья — поистине удивительный мир, хотя ей далеко до полной гармонии. Все члены семьи Ростовых необычайно близки друг другу Даже дворовые люди Тихон, Прокофий, Прасковья Савишна очень преданы семье Ростовых и ощущают себя с ними единой семьей. Но Толстой показывает нам эту семью и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы тесно переплетаются с судьбами тысяч русских дворянских семей во время войны 1812 года.

До последней минуты Ростовы остаются в Москве. Но наступает час, когда нужно принять решение: ехать или остаться. Ростовы решают уезжать, дано распоряжение грузить подводы. Но в доме остаются раненые, люди, защищавшие город. И перед старшим Ростовым встает вопрос: как поступить — оставить нажитое добро (приданое детей) и отдать подводы армии или уехать с добром, не обращая внимания на душераздирающие просьбы и стоны раненых. Но вмешательство Наташи решает проблему. Она кричит с искаженным лицом, что гадко и стыдно оставлять беспомощных людей на милость врага. Ростовы уезжают без вещей, взяв только самое необходимое, а подводы отдают под раненых.

В своем романе Толстой уделяет достаточно много внимания «мысли семейной», так как считает, что прочная семья — основа государства, России.

9 Билет.

Наречие.

Это самостоятельная часть речи, обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы как? Куда? Где? Почему?.

Общее грамматическое значение- это признак действий или признак признаков.

Морфологическим признаком наречий является их неизменностью, они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

Синтаксические признаки- наречия являются обстоятельствами.

Обычно зависят от глаголов, прилагательных или от других наречий, образуя с ними словосочетания.

9. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч» (по выбору учащегося).

1. Антон Павлович Чехов (1860—1904) по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Все его рассказы не только очень реалистичны, но в них заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» — это то, против чего всю жизнь боролся писатель, эта тема прошла через все творчество Чехова.

2. В рассказе «Ионыч», героем которого является Дмитрий Ионыч Старцев, Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни.

а) Дмитрий Старцев был назначен врачом в земскую больницу. Он хороший врач, честно выполняет нелегкие свои обязанности:

3. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Жизнь его однообразна, скучна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Да и сам Старцев растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Отчего же так быстро все свершилось? Все начинается с маленьких, казалось бы, простительных недостатков в характере и поведении человека: меркантилен и мелок в любви; недостаточно чуток к людям, раздражителен, непоследователен в своих убеждениях, не способен их отстаивать, — а кончается идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией.

10 Билет.

Сложное предложение.

Это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основные средства связи простых предложений в сложные: интонация, союзы.

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

10. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

    

Кардинальный конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад» выражен сложным противопоставлением трех времен — прошлого, настоящего и будущего.

Прошлое — связано с образами Раневской и Гаева.

В «Вишневом саде» показана историческая смена социальных укладов: кончается период вишневых садов с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о былой жизни. Владельцы вишневого сада нерешительны, не приспособлены к жизни, непрактичны и пассивны, у них паралич воли. Эти черты наполнены историческим смыслом: эти люди терпят крах, потому что ушло их время. Люди подчиняются велению истории больше, чем личным чувствам.

Раневскую сменяет Лопахин, но она ни в чем не винит его, он же испытывает к ней искреннюю и сердечную привязанность. «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную», — говорит он (Лопахин).

Петя Трофимов, извещающий наступление новой жизни, произносящий страстные тирады против старой несправедливости, также нежно любит Раневскую и в ночь ее приезда приветствует ее с трогательной и робкой деликатностью: «Я только поклонюсь вам и тотчас уйду».

Но и эта атмосфера всеобщего расположения ничего изменить не может. Покидая свою усадьбу навсегда, Раневская и Гаев на минуту случайно остаются одни.

Трофимов ни казался, он человек нелегкой судьбы: по словам Чехова, он «то и дело в ссылке». Душа Трофимова «полна неизъяснимых предчувствий», он восклицает: «Вся Россия — наш сад».

11 Билет.

Способы передачи чужой речи.

Различается 4 способа передачи чужой речи.

-прямая речь: Он спросил: «Когда отходит поезд?»

-косвенная речь: Он спросил, когда отходит поезд.

-дополнение, называющее тему чужой речи: Он спросил о времени отправления поезда.

-вводные слова и вводные предложения, для передачи источника сообщения: По его словам он спросил, когда отходит поезд.

11. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

    Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло.

В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. «В жизни… всегда есть место подвигам». Эти ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, — подтверждение этой мысли.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

12 Билет.

Местоимение.

-самостоятельная часть речи, указывает на предметы признаки, количество, но не называет их.

Вопросы- Кто? Что?

Грамматическое значение- указание на предметы, признаки, количество без называния их.

Морфологические и синтаксические признаки- чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Не имеют особых морфологических и синтаксических признаков.

12. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

 

1. Во все времена человек стремился к познанию своего «я», цели и смысла жизни.

2. В пьесе «На дне» Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных.

Философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке — «ложь во спасение». Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в «золотые сны». Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.

Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта. Не следует пытаться что-то изменить в жизни, нужно смириться со злом и плыть по течению:

«Люди все живут… как щепки по реке плывут». Эта позиция подрывает стремление каждого человека к лучшему, лишает его надежды, делает его пассивным, жестоким и бессердечным. Сама судьба Бубнова подтверждает его же точку зрения на человека-щепку.

Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке. Человеке с большой буквы. Но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем самом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга!» Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни. Отвергая «ложь во спасение», Сатин говорит:

«Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

7. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир.

13 Билет.

Цитаты.

Это точная, дословная выдержка из какого-либо произведения или высказывания.

Цитаты оформляются 3 способами:

Предложением с прямой речью «Язык правды прост»- писал Л.Н. Толстой.

Предложением с косвенной речью Л. Толстой говорил о том, что «язык правды прост».

Преждложением с вводными словами: По словам Л. Толстого , «язык правды прост».

13. Творчество одного из поэтов серебряного века.

    В ранней лирике (1908—4916) О. Э. Мандельштама основная тема — ощущение одиночества незрелой психики в период взросления.

И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют…

Но главным мотивом становится поиск цельности, жизненности, желание постигнуть «всего живого ненарушаемую связь».

Хотя в течение 1912—1916 годов в душе Мандельштама «печаль поет», на первом плане уже не «туманная боль», а лирическая панорама жизни, ее осязаемый образ. Выделяется центральная тема творчества — всемирная, общечеловеческая культура.

В 1914 году создано программное стихотворение «Посох».

Посох мой, моя свобода — Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя?

Поиск ответа на этот вопрос проходит через все творчество Мандельштама, в его произведениях развивается идея единства мировой культуры. Русскую культуру Мандельштам видит универсальной, «эллинской» и вместе с тем «русской».

14 Билет.

Сложносочиненное предложение.

Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложными.

Сложносочинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.

14. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать

 «Двенадцать» — одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917 года.

Все действие поэмы происходит на улице. Уже в первой главе слышится ее революционный гул. Все герои выступают на фоне привычных блоковских образов — вьюги, ветра. При этом Блок использует такие средства, как лозунги, солдатские частушки, разговорные интонации.

Только во второй главе появляются «двенадцать». Блок не приукрашивает своих героев: они обещают раздуть «мировой пожар в крови», «пальнуть пулей в Святую Русь».

Петрухи, который ненароком убивает свою былую подружку Катьку. Это отдельная человеческая трагедия на фоне всемирной вьюги, революционного разрушения.

Петруха — живой полнокровный человеческий характер. Он потрясен до глубины души делом рук своих. Блок очень верно выразил тяжелую тоску, муки совести, которые не прекращаются в душе героя: «Ох, товарищи, родные, / Эту девку я любил…»

Его раскаяние в глазах «одиннадцати» выглядит душевной дряблостью: в такой ответственный исторический момент оно не к месту и не вовремя. («Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой!»).

Блок уловил одним из первых в русской литературе, как воспринималось отношение к личному, к чувствам в революционную эпоху.

В последней главе более отчетливо выступает «старый мир» — в образе «паршивого пса». Но возрастает тревога…

В финале поэмы неясное, непроницаемое, невидимое обретает контуры Христа.

Блок сравнивал свою эпоху с эпохой начала христианства и падения Рима. Имя Христа стало символом особой исторической миссии, и в этом смысле он уместен впереди «двенадцати». Но вместе с тем у Блока он вырастает в громадный вопрос к будущему.

15 Билет.

Сложноподчинённые предложения.

Включают главное и одно или несколько придаточных управлений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

15. Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина. Чтение наизусть одного стихотворения. 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст