Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения

Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Архипова О. В.

учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад №2

комбинированного вида

Петродворцового района

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно — педагогической работы. На занятиях, в играх, труде, изобразительной деятельности дети учатся зрительно обследовать предмет, овладевают компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи, мышления. В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных особенностям развития детей с нарушением зрения (Е. Б. Карпушина, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.).

Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизни ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую. В процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной, коммуникативной и др.) дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий.

Для данной категории детей характерными являются:

качественно–динамическое своеобразие гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно – пространственной функции;

особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, истощаемость);

недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняют узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

обедненность представлений о предметах окружающего мира; страдает целостное и одновременное восприятие предметов и явлений действительности.

Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия, что обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с амблиопией и косоглазием.

отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушения регуляции произвольных движений;

снижение объема кратковременной и долговременной памяти;

недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключение внимания, удержание задания, работы по образцу и инструкции);

общее снижение мотивации деятельности.

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей формирования представлений и понятий у зрячих, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием показало, что можно программировать и управлять динамикой их развития (Е. Б. Карпушина, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, В. А. Феоктистова, Л. В. Фомичева).

Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Поэтому многие слова и выражения дети усваивают механически, не понимая смысла, не соотнося их с предметам и явлениями окружающего мира.

Наблюдается затрудненность узнавания, выделения формы, цвета, величины и пространственного положения предметов. Характерны большие затруднения в овладении изо навыками, что обусловлено нарушением зрительно-моторной взаимосвязи и недостаточным зрительным контролем за движением руки (Л. В. Фомичева).

Самостоятельное вычленение свойств и признаков предметов с помощью зрения не всегда доступно. Восприятие окружающего мира для его реального отображения требует направленности и осознанности.

Для овладения аналитическими способностями необходимо наличие у детей умения видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предметы с помощью всех анализаторов, т. к. это помогает уточнить образ предмета.

Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта даёт более полное представление о форме контура и объёме предмета, его цвете и структуре поверхности, размере предмета и его составных частей. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.

Целесообразно применение вспомогательных средств, способствующих преодолению трудностей в формировании зрительных образов предметов и их коррекции:

Рисование по трафарету, штриховка, раскрашивание.

Локализация, группировка по цвету, оттенку, форме, величине.

Узнавание по силуэту, контуру.

Выкладывание предметов на фланелеграфе.

Составление из частей, геометрических фигур, счётных палочек.

Изобразительная деятельность.

При формировании предметных представлений решается ряд важных коррекционных задач:

Коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объектов, упорядочение процесса наблюдения, анализа системы восприятия (алгоритмы), уточнение образа предмета.

Усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта.

Конкретизация и активизация речи, мышления в процессе восприятия и отображения (рассказы, игры, ИЗО деятельность).

Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительным нарушением (неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость).

Пример: при рисовании по трафарету и раскрашивании в нём рука ребенка не выходит за контуры; всё получается; его хвалят; частое повторение способствует запоминанию движения и ребенок может нарисовать предмет самостоятельно.

Развитие физических качеств и умений.

Предметные представления формируются во всех видах детской деятельности:

Наблюдениях, беседах, экскурсиях;

Сюжетно-ролевых, дидактических и других играх;

Изобразительной деятельности;

Совместной с педагогом деятельности;

Коррекционных, музыкальных, физкультурных занятиях;

….

Используя дидактические игры и задания, тифлопедагог учит детей:

Сравнивать объекты с их изображением

Анализировать особенности строения предметов.

Складывать изображения из частей, счетных палочек, геометрических фигур.

Соотносить изображение и его силуэт, контур.

Дорисовывать недостающие части, симметричное рисование, и т.п.

Рисование по трафаретам (внутренним, внешним), обводка по пунктирным линиям, через кальку, штриховка, раскрашивание.

Находить сходство, различия; подбирать пары, половинки и т. д.

Вся система коррекционных занятий тифлопедагога основывается на обучении детей со зрительными нарушениями получать информацию о предметах и явлениях окружающего мира на полисенсорной основе.

Особое значение при формировании предметных представлений приобретает работа по обучению детей специальным приёмам обследования предмета (используя алгоритм), изучение его качеств и свойств, осязательно, зрительно — прослеживание взглядом, ощупывание пальцем, ладонью, надавливание, сравнение предметов между собой; с помощью обоняния и вкуса и т. д.).

Большинство предметов необходимо дать детям комплексно обследовать, чтобы охватить все признаки и качества предмета:

Общее осматривание предмета (объекта).

Характеристика предмета, выделение главных признаков (рассказ педагога).

Выделение свойств и качеств предмета (анализ цвета, формы, величины, поверхности и т. д.).

Выделение частей предмета (анализ цвета, формы, величины, поверхности и т. д.).

Изучение соотношения частей предмета и их расположения.

При сравнении:

Сравнение признаков предметов (объектов).

Ещё раз общее осматривание предмета.

Далее ведется работа по закреплению образа предмета в предметно практической деятельности детей.

Все этапы обследования предмета строятся с учетом состояния и уровня развития практических навыков и умений детей, развития мелкой моторики, мышления, речи. Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется для рассматривания и осязательного обследования. Для детей с нарушением зрения используются красочные изображения и предметы, которые могут быть рельефными, разъёмными, раздвижными, чтобы полнее донести содержание. Необходимо четко выделять контуры предмета, детали на рисунке или сюжетном изображении, позы персонажей, их мимику. Показывать предмет и изображение следует на контрастном фоне, чтобы можно было лучше рассмотреть изображение во всех деталях. Так же можно использовать зеленый фон (успокаивающий), оранжевый (стимулирующий), коричневый, серый (нейтральный). При выборе фона рекомендуется не сочетать друг с другом такие цвета как:

зеленый с красным,

красный с желтым (видится как оранжевый),

красный с синим (видится как фиолетовый),

фиолетовый с коричневым (видится как черный),

фиолетовый с красным (видится как бордовый).

Велика роль коррекционного воспитания и обучения детей, основанного на ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни и обучении конкретно-практической деятельности с учётом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей.

В организации целенаправленной деятельности с детьми с ослабленным зрением по формированию представлений необходимо учитывать конкретные психологические педагогические принципы и подходы, разработанные в тифлологии, детской психологии, и дошкольной педагогики (Е. Б. Карпушина, И.В. Юганова)

Литература.

В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просв., 1990.

Е. Б. Карпушина, И. В. Юганова. Изучение и формирование предметных представлений у детей с ослабленным зрением. // ж Наука – практике, №1, 2004. с 13 – 15.

А. Г. Литвак. Тифлопсихология. – М.: Просв.,1985.

Г. В. Никулина, А. В. Потемкина, Л. В. Фомичева. Готовим к школе ребенка с нарушением зрения. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

110. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. — Калуга, 1998. — 118 с.

Е. Н. Подколзина. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // ж. Дефектология, №2, 2001, с. 84 – 88.