Анализ стихотворения АА Ахматовой Песня последней встречи

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Творчество А. Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. Любовная лирика поэтессы отличается глубочайшим психологизмом. Визитной карточкой раннего поэтического творчества А.А. Ахматовой стала «Песня последней встречи», проникнутая от начала до конца драматизмом, горькой тоской. Стихотворение, вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер», написано в 1911 году. Поэтесса сама определяет жанр своего произведения, называя стихотворение «Песней последней встречи», действительно, в рамках небольшого поэтического текста переданы все оттенки чувства лирической героини, это грустная песня об одиночестве, тоске, безысходности.

Хотя мы не знаем предысторию этой ситуации, драматизм ощущается уже в самом названии стихотворения: встреча «последняя». Сюжетом поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини, характер которой проявляется с первых строк. Используя прием контраста (антитезы), поэтесса подчеркивает горделивость её натуры:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки. Тяжесть душевной боли не меняет легкости походки героини.

Душевное состояние Ахматова передает с помощью своего излюбленного приема «говорящей детали»:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Чувства героини обострены, она вся напряжена до предела, отрешена от реального мира, поэтому «на правую руку надела перчатку с левой руки», поэтому ей «показалось, что много ступеней», но «их только три».

Используемые в лирическом произведении художественные детали — перчатка, ступени — играют важную идейно ­ композиционную роль: они передают переживания героини, ее волнение. Западая в память, детали становятся «знаками» разыгравшейся перед читателями личной драмы.

И даже противопоставление «темного дома» и огня свечей лишь подчеркивает настроение героев, ведь огонь «равнодушно-желтый» не способный ни осветить, ни согреть. Этот точный эпитет вдвойне убедителен: равнодушие говорит об остывших чувствах, а желтый цвет – признанный символ разлуки.

Через внутренний монолог передается неповторимость чувств лирической героини. Её душевному состоянию созвучна «одушевленная» природа. Героине от того, что она оказывается не единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» Впечатление подлинности происходящей драмы усиливает появление диалога. Диалог в лирике А.А. Ахматовой не столько форма, сколько содержание, первый признак конфликтности, драматизма ситуации. Обращение «милый», использование восклицательных предложений, парацеллят «Умру с тобой» говорят об эмоциональном накале. Это почти крик, надрыв. Тёмный дом видится немым свидетелем ушедшей любви.

Настроение безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне: «грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем». На фонетическом уровне на протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук «у», усиливающий ощущения уныния, печали. Мотив утраты подчеркивается и тем, что в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени.

Следует отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством изобразительных средств. Эта простота вместе с искренностью интонации, создающейся благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно близким и понятным.

Оттенок задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой стихотворный размер анапест, известный своей певучестью. Ритмический сбой в последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), инверсия («шёпот осенний») подчеркивают душевное смятение лирической героини. Перекрёстная рифма придаёт стихотворению лёгкость. Потрясающе достоверно переданная драма женской души, предельная напряженность стиха, емкость словесного выражения любовных переживаний делает это стихотворение истинным шедевром лирики А.А. Ахматовой.