Анализ работы педагога-психолога

Отчет о работе психолога МБОУ ДОД ДДТ «Лира»

Захаровой Ю.В.

за 2011-2012 учебный год

Основной целью моей работы в 2011-2012 учебном году являлась деятельность, направленная на психологическое сопровождение обучающихся.

Задачи:

- предупреждение возможных психолого-педагогических проблем;

— просвещение родителей, педагогов по вопросам адаптации, развитию индивидуальных способностей и возможностей обучения детей;

— консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста;

- проведение необходимой психологической диагностики и мониторинга особенностей развития детей дошкольного возраста;

Работа ведется по направлениям:

1. диагностика

2. коррекция и развитие;

3. просвещение и профилактика;

4. консультирование

В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе обучения я провожу традиционные диагностические исследования в объединениях Дома творчества «Лира» по запросам участников образовательного процесса, а также психологическую диагностику в Школе раннего развития «Солнышко». В этом году мной использовались следующие методики:

- для обследования дошкольников «Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна» (модификация Йерасека)

-для обследования уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации методика «Домик» Н.И.Гуткиной.

- для обследования эмоционального состояния ребенка методика изучения страхов А.И.Захарова.

- для обследования способности к целостному восприятию две методики Т.Н.Головиной.

Диагностика способности к целостному восприятию предметов, исследование уровня развития пространственного восприятия, сенсомоторной координации по методикам Т.Н.Головиной выявила следующие результаты: 40% -высокий уровень, 48%-средний уровень, 12%-низкий уровень.

Диагностика произвольного внимания, пространственного восприятия и тонкой моторики по методике «Домик» проводилась 07.02.1 с детьми первого года обучения. Средний балл -4,1, что соответствует слабому развитию произвольного внимания и тонкой моторики. Причиной таких показателей может быть то, что дети не посещали ранее образовательные курсы или другие учреждения, либо занятия не были систематическими.

Работа по адаптации при поступлении ребенка в «Школу раннего развития «Солнышко» велась через наблюдения на занятиях, переменах и беседы с педагогами и родителями. На первых занятиях детей знакомили друг с другом, с педагогическим коллективом. Были организованы веселые переменки, на которых дети учились взаимодействовать друг с другом, выполнять определенные правила и требования старших. Сложности с адаптацией возникли у 7 детей первого года обучения Школы раннего развития «Солнышко». Были проведены консультации с родителями, беседы о возможных причинах дезадаптации и даны рекомендации с учетом индивидуальных особенностей. Так, одному ребенку по состоянию здоровья было рекомендовано посещение Детского реабилитационного центра «Надежда».

В рамках коррекционно-равивающего направления в январе 2012 года начала работу «Школа первоклассника»- специально организованные занятия для детей второго года обучения. Занятия проводились один раз в неделю по 30 минут, их посещали 24 ребенка. Программа занятий направлена на расширение и обогащение навыков общения со взрослым и сверстниками, развитие адекватного отношения к окружающим, установление контактов детей друг с другом, проявление активности, снятие мышечного напряжения, создание положительных эмоций. В ходе занятия дети выполняли различные упражнения и участвовали в играх. А также была проведена дополнительная диагностика развития детей:

- методика «Кодирование»,

-методика «Графический диктант»,

- методика «Бусы»,

-корректурные пробы Бурдона,

-«10 слов».

В этом учебном году в Доме творчества «Лира» силами психолога был издан «Психологический вестник». Первый его выпуск «Адаптация ребенка в образовательном учреждении» был посвящен адаптационным процессам ребенка. Вестник содержал общие вопросы, а также конкретные рекомендации родителям.

Вышли еще три номера «Вестника»: «Семья на пороге школьной жизни», «Поощрение и наказание» и «Подростковый суицид». В дальнейшем я планирую разнообразить темы для психологического вестника, а также вернуться к практике оформления «Уголка психолога».

В целях воспитания у обучающихся ценностного отношения к своей семье, родным и близким мной была подготовлена фотовыставка «Мои друзья».

Подготовлен и оформлен материал для круглого стола «Психологическое здоровье педагога».

Проводились индивидуальные консультации для педагогов и родителей с целью определения проблемы, выхода на нее и способов ее решения. Всего проведено 20 консультаций: 18 с родителями, 1 с педагогом, 2 с социальным работником из Центра «Семья». В основном родителей интересовали проблемы адаптации, а также определение уровня актуального развития ребенка. Были проведены необходимые диагностические процедуры, результаты проанализированы.

В 2011-2012 учебном году мной был продолжен сбор папки на тему «Развивающие игры с дошкольниками».

В этом году я окончила курсы повышения квалификации в ГОУ Педагогическая академия по программе академического инвариантного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики» (36 часов). Выполнила итоговую работу на тему «Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога».

Собрана папка по новому направлению в психотерапии «Афоризмотерапия». В ней собраны высказывания о труде, семье, детях.

Постоянно идет обновление банка литературы, были приобретены:

Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий.- ИД: Генезис, 2010г.

Н.Я. Семаго «Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

Кабинет пополняется по мере необходимости материалом, необходимым для занятий по психологии и коррекционно-развивающих занятий.

Педагог-психолог Ю.В.Захарова