Новая школа

Доклад на педагогическом совете сош№21 МО РФ

Тема: Новая школа. Какой она должна быть?

Мы, учителя, зачастую считаем себя мудрее и умнее учеников. Однако, многие из нас сталкиваются с непониманием со стороны учащихся. Ничего удивительного нет. Работая в школе долгое время, я убедилась, что необязательно оказывается заканчивать педвузы, чтобы понимать детей, иметь с ними контакт. Необходимо просто уметь слышать и слушать учеников.

Идея новой школы буквально витает в воздухе. Даже в выступлениях Президента РФ все чаще звучит идея новой школы.

Почему эта идея становится все более актуальной? Если в школе все хорошо, то зачем же стремиться к ее преобразованию. Ответ прост, если быстро нарастает потребность в преобразовании школы, то значит, «в нашем королевстве» что-то не так. Поэтому полезно разобраться, каковы основные недостатки современной школы, и определить, какие перемены совершенно необходимы.

Наша давно сложившаяся школьная система устарела. Она все хуже помогает вырастающей личности войти в современное общество, хуже готовит ее к нормальным межчеловеческим взаимоотношениям, к обязанностям, к самообразованию. Чем заняты дети в школе? Изучают науки. Но тогда кого мы готовим? Ученых всех сфер научной деятельности? Не знающих жизнь, не умеющих работать и общаться с людьми? На самом деле, ученых школа тоже не готовит. Распространенное разговорное обучение в эпоху компьютеризации само по себе анахронизм. По нынешним временам оно дает слишком мало знаний.

Когда 11 лет посвящаешь какому-то делу, то хочется, чтобы то, чем ты занимаешься в течение столь долгого срока, приносило бы не только пользу, но и удовольствие. Обучение в общеобразовательной школе построено на заучивании знаний, на вдалбливании их в сознание детей, а вовсе не на собственном познании и исследовании. Проблеме мотивации учения в школе не уделяется должного внимания, поэтому не приходится удивляться, что многие школьники стараются избежать напряженной познавательной деятельности, а то и сопротивляются обучению.

Когда ввели ЕГЭ, то их результаты по российским школам привели к полному шоку. 15-20% учеников не успевают по математике, столько же по русскому языку. И с такими знаниями большинство выпускников выходят во взрослую жизнь, поступают в ВУЗы. Так учит современная школа?

А как она воспитывает? Если под воспитанием понимать отдельные разговоры, наставления учащихся и беседы на классных часах о том, как надо себя вести, то этого вполне достаточно. Но это не есть воспитание. Это лишь отдельные и довольно слабые воспитательные влияния на детей. А если под воспитанием понимать надежное формирование у школьников социально и личностно необходимого набора положительных качеств личности – то такого воспитания в школе нет. Личностные качества одними разговорами не образуются. Для надежного воспитания необходимо использовать два важнейших средства:

- организовать и использовать многообразную систему жизнедеятельности учеников;

- окружить учеников средой, которая будет эффективно способствовать его воспитанию.

Эта среда называется школьным коллективом. Школа – это взаимоотношение между учителем и учеником. О принципе человеческого подхода к учащимся писано очень и очень много, но на деле преобладает авторитарный, силовой, командный и приказной стиль отношений. Педагоги в преобладающей массе авторитарны. Они указывают, приказывают, заставляют, тогда, как дети вынуждены подчиняться и выполнять. Такой стиль отношений губительно отражается на обучении, воспитании и даже на здоровье детей.

Педагоги в работе с детьми должны использовать такую обширную и мощную систему побуждений и стимулов, которые практически предопределяют и обеспечивают, что из различных альтернатив деятельности и поведения дети свободно выберут только правильные, полезные для их развития варианты. Школьное сообщество, в которой находится и взаимодействует с окружающими школьник, оказывает сильное влияние на его развитие. Поэтому очень важно, насколько разумно оно организовано. Это может быть сильный воспитывающий коллектив. Характерными признаками такого коллектива являются:

- единство устремлений;

- многообразная, увлекательная совместная деятельность;

- сотрудничество, дружба и взаимные симпатии его участников;

- свободное обсуждение общих проблем и трудностей.

Многое в школе не только устарело, но буквально окаменело. Школа – это очень консервативный институт. Она не автономна. Педагогический коллектив мало что может изменить, потому, что все в структуре, организации и деятельности школы предписано сверху, строго контролируется и охраняется. В этих условиях трудно применять что-либо новое. Поэтому для школьной системы более характерен застой, чем развитие. Конечно, частые изменения в школе скорее были бы вредны, чем полезны. Школа должна быть несколько консервативной. В привычных, традиционных условиях легче ориентироваться ученикам и их родителям, проще работать учителям. Но до известного предела, после которого минусы консервативности начинают перевешивать ее плюсы. Все хорошо в меру.

Школьное образование не стоит на месте, а постоянно меняется, подстраиваясь под реалии современной жизни. Новая школа – это школа жизни, а не школа учебы. Учение в такой школе будет увлекательным, мотивированным, без авторитарного диктата.

Школьные программы пополняются новыми знаниями по каждому предмету, и общий объем информации, которую должны получить школьники за год обучения, постепенно увеличивается. Уже сейчас информации слишком много. Человеческий мозг просто не способен все это запомнить, а учителя-то требуют знания по своим предметам на все сто процентов. Как выход из такого положения – введение в школах более строгой специализации, разделение детей на классы с углубленным изучением физики и математики, гуманитарных наук, биологии и химии. Это не значит, что в остальном такие «специалисты» должны будут проявлять невежество, просто по остальным, непрофильным предметам имеет смысл уменьшить объем изучаемого материала до минимума.

Конечно, и тогда возможно отставание в учебе отдельных учеников. Но отказ от во что бы то ни стало обязательной «стопроцентной успеваемости» позволит ставить ученикам реальные оценки за выполненную познавательную деятельность. В новой школе существенно изменятся взаимоотношения педагогов и учеников.

Каждый учитель должен быть профессионалом. В профессии должны реализоваться не только способности, но и твои желания. Иначе работа будет получаться, но не будет приносить удовольствия.

Школа – это место, где дети учатся строить взаимоотношения, учатся жить, учатся слышать и слушать друг друга. Значит, ученик ходит в школу не только для того, чтобы расти в образовательном плане, н и для того, чтобы расти как Личность. Личность, живущая в обществе, принимающая законы общества, способствует его процветанию. Именно в школе должны формироваться такие понятия ,как нравственность и гражданственность. Главная задача новой школы – индивидуальный подход, внимание к талантливым детям, активное использование новых информационных технологий. Один из наиболее перспективных инновационных методов обучения здесь – зачетно-модульная система. Привычные для традиционной школы «протяженные» учебные курсы – в прошлом. Появляются так называемые «модули». Учащийся может сам выбирать наиболее подходящий путь, так скажем, организации учебного процесса и уровень усвоения материала.

Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, осознавать свои возможности. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Главная цель школы – чтобы ребенок просто был счастлив. Чтобы он мог вспомнить с теплотой 11 лет своей жизни! Если у него будут развиты способности, то он сможет и ЕГЭ написать, и контрольные работы выполнить, и в экспериментах с развивающими формами обучения поучаствовать. Но школа существует и для учителей. Конечно, хорошо, что объявляют Год учителя. Но на самом деле нам еще далеко до многих образовательных систем развитых стран мира, где учитель – уважаемый человек.

Исследования показывают, что повышение интеллектуальных способностей приводит к снижению утомляемости. Значит, если будет технология развития интеллектуальных способностей, то она позволит избежать многих проблем. В этом и заключается главная задача современной школы. Учить и учиться ответственному и нравственному отношению к миру трудно. Но чем труднее в школе – тем легче в жизни. Впрочем, обратное утверждение тоже верно.