Необычайность судеб и обстоятельств в рассказе НСЛескова Тупейный художник

Н.С.Лесков.

Урок по литературе в 10 классе.

«Необычайность судеб и обстоятельств в рассказе «Тупейный художник».

Цель: проследить необычайность судеб и обстоятельств в рассказе.

Задачи:

Проанализировать эпоху,

Проанализировать сюжет и композицию.

Дать понятие крепостное право.

Ход урока.

№п.п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

№ слайда.

1.

Вступительное слово. На сегодняшнем уроке мы проанализируем рассказ Лескова «Тупейный художник» и проследим нравственный смысл рассказа.

Записывают тему урока.

2.

Какое название подобрал Лесков?

Чему посвящен рассказ ?

Что произошло в этот день? Почему этот день назван благословенный?

Тупейный художник,

Рассказ на могиле.

Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861года

В этот день отменили крепостное право в России.

Наверное, это был очень долгожданный день.

Что вы знаете о крепостном праве?

???

5.

Прочитав рассказ , вы увидели те мерзости крепостного права.

- Почему мы, читатели, верим всему, что написано в произведении?

От чьего лица ведётся повествование?

От лица мальчика, слушавшего рассказ няни., Любови Онисимовны.

6.

Чем притягивает читателя эта героиня?

Почему так трагично сложилась её судьба? Почему она не смогла её изменить?

- найдите описание жизни крепостных актрис.

Почему, во фразе «…но случилось. Что через Орел проезжал государь( не могу сказать , Александр Павлович или Николай Павлович)…не уточняется , какой император проезжал?

Почему актрисы так не любили «камариновые серьги»?

Какая деталь показывает читателю. Что таких , как Люба, беглых, пойманных, сошедших с ума актрис , было много?

Рассказать её судьбу., используя для описания текст рассказа.

Она была крепостной актрисой.

Стр.262

При этих государях, без разницы, творилось всё описываемое в рассказе.

Знак признания таланта и лишение невинности «хозяином».

Скотница Дросида, которая должна была «наблюдать психозы»

7

Как вы думаете, был ли предел терпению крепостных людей , или они могли терпеть до бесконечности?

Стр. 275. «А она ещё помнила, как старого графа наши люди зарезали, и сам главный камердинер ,- потому что никак уж не могли его адской лютости терпеть.

8

Какие были придуманы наказания для крепостных?

Отвечают по тектсу.

9

А как вы думаете, рассказчик- мальчик, ему рассказала обо всём няня,. А рассказ называется «Тупейный художник» Почему?

- кто такой художник?

-Какое определение даёт лесков этому слову?

-Как звали этого мастера? Аркадий.

-Как жилось Аркадию в господском доме?

-Какие же черты характера проявил Аркадий. Когда стриг старшего брата графа Каменского?

Как «пожалел» Аркадия крепостник Каменский?

Как вы думаете , была у Аркадия надежда изменить жизнь?

- не было ли у вас ощущения, когда вы дочитывали рассказ, что хорошего финала не будет?

Почему всё закончилось так?

ХУДОЖНИК (англ. artist; фр. artiste; нем. Kuenstler) — в широком смысле творческая личность, мастер, человек, наделенный художественным и творческим воображением. В более узком смысле слова мастер, ведущий творческую работу в области живописи…

Мастер в необычайном художественном роде. роде

Рассказывают о жизни.

Он отправил Аркадия не просто в армию, а на войну, где его могли сразу же убить.

Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу.

Граф не мог позволить. Чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да ещё и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог. Он должен был сломить этих двух сильных людей.

Поэтому. вероятно, и был подговорён сторож на убийство.

10

Почему же рассказ называется «Тупейный художник»

В честь главного героя, который смог выступить против крепостного права, не побоялся проявить свою любовь и бороться за неё.

11.

Подумайте. За счет какого приёма Лескову удаётся удерживать внимание читателя.?

Дополните композиционно- сюжетную схему:

Особое построение композиции:

1.рассказ в рассказе.

Особенная схема построения сюжета.

Домашнее задание:1. Вспомнить биографию Чехова, прочитать по учебнику.

2. индивидуально подготовить сообщение- анализ рассказов:

А)»Дом с мезонином»

Б)»Студент»

В)»Дама с собачкой»

Г) «Случай из практики»,

Д) «Черный монах»

3 все читают «Человек в футляре». Определяют , почему Чехов выбрал такое название. Какие детали показывают, как человек изменяется во время любви.

Письменно ответьте на вопрос: «Почему же главный герой умер?