Немного об истории появления и закрепления стандартного строя шестиструнной гитары

Шестакова Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

Немного об истории появления и закрепления

стандартного строя шестиструнной гитары

Всем интересно узнать, как появился стандартный гитарный строй, особенно если учесть то, что последнее тысячелетие почти все музыканты сходятся в едином мнении, гласящем, что самым мощным и самым приятным на слух звучанием является великая чистая квинта. В своём абсолютном большинстве западная музыка основана на квинтовом круге. Некоторые струнные инструменты, например, виолончель, скрипка и мандолина, тоже имеют квинтовый строй.

Но гитара, очень популярный музыкальный инструмент, настроена, на первый взгляд, в весьма странной последовательности одной большой терции и четырёх восходящих кварт. Если идти от басовых струн к более высоким по звучанию, то стандартный гитарный строй можно представить как E A D G B E – большая терция от ноты соль (3-ья струна) до ноты си (2-ая струна) и 4 кварты между остальными струнами.

Такой строй был придуман и закреплён отнюдь не для путаницы с настройкой шестиструнной гитары. В интернет энциклопедии Wikipedia достаточно популярным языком отмечено, что стандартный гитарный строй прошёл довольно долгий путь развития, в процессе которого был выявлен окончательный баланс между достаточной возможностью играть гаммы с минимальными движениями левой рукой и простотой аппликатур аккордов. В то же время четыре квартовых интервала обеспечивают симметрию и понятность аппликатур. На первый взгляд, большую терцию G и B (соль и си соответственно) считают неуместной. Однако про нее сказано, что, несмотря на то, что этот интервал нарушает аппликатуру хроматической гаммы, а с ней и симметрию, терция всё же делает игру большинства основных аккордов и гамм более простой и даёт больше простора для аппликатур.

И потому наш ответ на вопрос о том, почему решено было закрепить именно такой стандартный строй гитары очень прост. Всё дело в том, что именно этот строй создаёт удобство игры не только с музыкальной стороны, но и с физической.

Важно отметить, что такой строй был применен несколько сотен лет назад. Когда в XVI веке в Италии появилась пятиструнная гитара (Вобщем-то, на ней было десять струн, которые попарно настраивались в унисон), постепенно затмившая четырёхструнных предшественников гитары, доминировавших с самого начала Эпохи Возрождения. Строй этой гитары представлял собой знакомую последовательность: A D G B E, которая является строем верхних по звучанию пяти струн современной шестиструнной гитары. Переход от 10 попарно объединённых нотами струн к 6 одиночным произошел в Европе около середины XVII века. Настройка 3-ей и 2-ой струн G и B (соль и си соответственно) на большую терцию упростила аппликатуру. Если бы мы использовали в качестве строя 2-ой и 3-ей струн чистую кварту, в результате мы получили бы 2-ую струну С (до) и 1-ую F (фа). Опустив эту верхнюю F на пол тона до E, мы получим чистую кварту между второй струной (си) и первой(ми).

Однако не только во всем известной Wikipedia говорится об уместности такого строя. Известный преподаватель и бывший гитарист американской панк группы «Television», Ричард Ллойд отметил на одном из своих ресурсов о том, что скрипка и виолончель обладают квинтовым строем из-за своих размеров, в то время как на крупномензурных инструментах (таких как, например, гитара) такой строй не всегда удобен.

«Гитара — это крупномензурный музыкальный инструмент, который при игре располагается на колене. Хоть виолончель и превосходит по размерам скрипку, но при игре на ней гриф инструмента располагается вертикально, что облегчает доступ к извлечению нот. При игре на гитаре гриф располагается диагонально относительно играющего, помимо этого, изгиб в запястье препятствует растяжке пальцев. Потому наиболее рациональным способом настройки крупномензурных инструментов является квартовый строй, так как кварты находятся ближе. Человек с обычным размером кисти может извлечь большую терцию мизинцем, при том, его указательный палец находится на тонике. Логично предположить, что на следующей струне должна быть кварта».

Ричард так же отметил, что если использовался бы полностью квартовый строй шестиструнной гитары, то получился бы гармонически диссонирующий строй, а именно E A D G C F, если идти от более низких по звучанию нот к более высоким. Проблема в том, что ноты ми и фа отстают друг от друга на полутон. В следствие этого они составляют весьма резкий на слух интервал — малую секунду. «Это ужасный интервал, который бы сильно всё омрачил» — подчеркнул Ллойд.

Благодаря тому, что в XVI веке уже закрепился строй 5 верхних по звучанию струн A D G B E (пока что не была добавлена ми большой октавы), подобную проблему с настройкой инструмента удалось избежать. Ми большой октавы продолжила последовательность чистых кварт для всех пар струн, кроме той самой пары, которую образуют 2-ая и 3-ья струны. Вот так и появился стандартный строй гитары, дошедший до сегодняшних дней.