Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы_31191

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы

Занчева О. А., учитель словесности высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия №12» г.о. Саранск

Божественный крылатый конь Пегас («Источник» — так переводилось его имя) хорошо знаком нам из древнегреческой мифологии. Это он высекал на земле источники вдохновения – необыкновенного прилива творческих сил. Это он освободил человеческий дух, фантазию, заставил мечтать и волноваться…

И с тех пор он неизменно рядом с теми, кто создан для творчества, для полёта.

Ну а если не создан?

Создан, обязательно создан, и если не летит на крыльях мечты, не создаёт что-то своими руками, фантазией – значит, спит просто и его нужно разбудить.

Ну а школа без творчества просто немыслима. Без него не появятся ни герой, ни учёный, ни мыслитель, ни изобретатель, ни даже просто мама и папа. А потому творчество во всех его проявлениях – фундамент для будущего, основа школы.

Творчество, полёт мысли необходимы на всех уроках, если мы хотим вырастить личность неординарную, думающую. А литература без творчества просто перестаёт быть литературой.

Что же нужно для того, чтобы на уроке литературы возникло желание мыслить, творить, фантазировать?

Прежде всего эмоциональный всплеск, создающий активное отношение к произведению. Всплеск этот должен быть организован учителем и может быть простейшей беседой по первому впечатлению о произведении. (Понравилась ли вам книга? Почему? Что было в ней самым интересным? Почему? О чём заставила задуматься книга?) Всплеск можно спровоцировать каким-либо высказыванием, которое заставит спорить. Например: «Многие считают, что «Мастер и Маргарита» М.Булгакова – непонятное, а потому неинтересное произведение». Обмен впечатлениями заставит учащихся сформулировать свои позиции, сопоставить их с позициями товарищей.

Активизация личностного восприятия продолжается и в организации сопереживания с героем и произведением, сопоставлении себя с книжными ситуациями («я» в контексте). Учитель предлагает учащимся поставить себя на место одного из героев, спроецировать ту или иную ситуацию из жизни героев на свою собственную жизнь, на свой характер. Например: «Если бы вы оказались на месте Андрея Болконского в ситуации с изменой Наташи Ростовой, как бы вы поступили? Хотели бы вы, чтобы в вашей жизни случилась такая большая любовь, как в жизни Веры Шейной?» Примеряя ситуацию на себя, учащиеся учатся думать, вырабатывают жизненные позиции, тем самым углубляя своё восприятие и понимание произведения.

Углубление – это ещё один способ пробуждения творческих сил в ученике. Он предполагает знакомство с источником произведения, его историей, временем, которое связано с ним. Конечно, знакомство не должно быть только информативным, следом за сообщением фактов обязательно должны быть «почему, зачем?». Например:»Почему М.Ю.Лермонтов не согласился с реальной судьбой монаха в поэме «Мцыри»? Почему А.И. Куприн заставил Желткова покончить жизнь самоубийством вопреки реальному факту?» Такие вопросы заставляют учащихся думать над смыслом художественного произведения, над теми задачами, которые ставил перед собой писатель.

За углублением мысли логически следует анализ эффекта, то есть попытка осмыслить то, каким образом заставил нас писатель думать над той или иной проблемой, сопереживать герою или осуждать его, восхищаться красотой или ненавидеть зло. Иными словами, это анализ мастерства писателя или поэта.

Именно анализ приёмов и выразительных средств писателя готовит почву для будущего творчества. Именно здесь может родиться тот импульс, из которого потом вырастет нечто творческое. Есть просто россыпи возможностей для этого импульса: нереализованный замысел писателя, домысел, перевоплощение, продолжение произведения, осовременивание произведения, смена жанра, стилизация, неожиданный ракурс и проч. Остановимся лишь на некоторых из них.

Домысел, который, конечно, должен быть оправдан всем ходом произведения. Например: внутренний монолог Печорина при случайном свидании с Максимом Максимовичем; сказки могут быть дополнены подробными описаниями предмета, костюма и т.п.

Перевоплощение. Этот приём позволяет как самое простое (пересказ с изменением лица рассказчика), так и более сложное: письмо (например, Софья Фамусова пишет из Саратова своей подруге); дневник (странички из дневника Наташи Ростовой); исповедь. Данный приём заставляет учащихся встать на место героя, «примерить» на себя его ситуацию, проникнуть в характер героя, попытаться понять его.

Сопряжение с другими искусствами. Сопоставление произведения с его живописным, музыкальным, театральным или кинопрочтением заново. Это всегда плодотворно, так как обостряет мысль учащихся, учит вдумчивости и бережному отношению к творчеству автора.

Исследование. Это уже более серьёзная творческая работа, которая предполагает глубокое изучение какой-либо темы, знакомство с научной литературой, самостоятельное обобщение и систематизацию материала. Такая работа требует индивидуального подхода как к каждому ученику, так и к каждой теме. Она должна учитывать интересы и склонности, возможности и способности ученика и, безусловно, должна быть интересна самому учителю, потому что подобная работа – это совместное творчество ученика и учителя. Только при этих условиях она эффективна и полезна для обоих. Исследование всегда должно быть «озвучено», то есть его должны услышать другие: это стимул как для докладчика, так и для аудитории.

Творчество «заразительно», особенно когда творит твой товарищ, коллега, ровесник. Поэтому мы и говорим о публичном выступлении, защите своего мнения, поисков, и находок.

Конечно, любое творчество должно иметь логическое завершение, а завершением этим становится анализ- стимул, когда анализируются удачи и просчёты, находки и ошибки, когда поощряется даже крохотная искра (слово, предложение, образ и т.п.) и осторожно, без иронии указываются недочёты. Тогда анализ становится толчком к продолжению, совершенствованию работы, стимулом к творчеству.

Создать учащимся атмосферу творчества и вдохновения, разбудить в них желание искать, пробовать, творить – важная задача для учителя.