Некоторые аспекты частного и публичного права

Пояснительная записка.

В концепции структуры и содержания правового образования в школе под правовым образованием понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направляемых на достижение следующих целей.

Цели:

создание условий для формирования у обучающихся понимания, что право – важнейший элемент общечеловеческой культуры, эталон цивилизованных отношений между людьми;

воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.

формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции.

мотивация профессионального интереса к той или иной сфере человеческой деятельности.

Непосредственно в образовательном процессе эти общие цели конкретизируются в задачах:

обучающиеся должны приобрести систематические знания в рамках данной программы;

развитие способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу собственной позиции относительно ситуации действия;

развитие коммуникативных способностей, конкретных умений и навыков действия в социальной сфере;

воспитание правосознания и законопослушания.

Т.о., правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Условием решения образовательных задач являются:

образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая формирование у обучающихся умения отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы сил в социально-правовых ситуациях; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения в дальнейшем.

Учебные мероприятия двух типов:

- учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области. Сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;

— практикумы, обеспечивающие формирование практических навыков поведения в правовой сфере реальной жизни.

В программе упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, поэтому она предусматривает использование таких форм работы как: подготовка рефератов и сообщений, работа с источниками, применение ИКТ. Программа построена на сочетании традиционных и современных подходов к проведению учебных занятий.

С учётом поставленных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании могут и должны быть следующие компоненты:

правовые знания как основа социальных умений и навыков;

конкретные умения и навыки действия в сфере правоотношений, в т.ч. умения действовать как по образцу, так и в нестандартных ситуациях;

ценностные правовые ориентации как готовность личности к осознанному и активному пользованию правами, свободами, выполнению гражданских обязанностей, осознаваемых как общественные и личные ценности.

Основополагающие критерии оценивания, позволяющие комплексно оценить достижения обучающихся.

значимость – для оценивания необходимо выбрать самые важные ожидаемые результаты (цели) курса.

Адекватность – подразумевает точность инструмента для оценивания, его соответствие тому, что оценивается.

Объективность, что достигается путём тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.

Интегрирование — оценивание должно быть включено в сам процесс обучения, быть его органической частью.

Открытость – основные требования и формы оценивания должны быть известны учащимся заранее.

Оценивание должно быть корректным.

Простота – формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

Критерии оценивания компетенций учащихся.

Компетенции

Практически-познавательная

Коммуникативная

Использование ранее изученного материала для познавательной деятельности.

Способность к справедливому разрешению ситуаций, требующие правового регулирования.

Правильность понимания и способность к анализу условий задания на основе знания правовых норм.

Культура ведения дискуссии.

Способность различать главное и второстепенное в фактах, отличать просто факт от фактов юридических, выявлять информацию, относящуюся к делу (условиям задания).

Убедительность аргументации, умение отстоять свою точку зрения.

Способность видеть причинно-следственные связи, внутреннюю логику учебного материала и предлагаемых к разрешению ситуаций правового характера.

Красноречие. Владение языком права.

Умение прогнозировать возможные последствия принимаемых решений.

Критерий правосознания.

Навык применения общеправовых норм к разрешению ситуаций.

Способность к анализу аргументации оппонента и её использование для построения собственной аргументации.

Данный элективный курс является ориентационным, т.е. проводится для оказания помощи обучающемуся в его профессиональном и социальном самоопределении; помогает ему оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда.

Актуальность курса заключается в том, что эти знания востребованы в ходе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию и для формирования гражданского сознания и патриотизма.

Программа курса «Некоторые аспекты частного и публичного права» предназначена для 10 класса. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.

Курс «Некоторые аспекты частного и публичного права» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Программа предполагает и просто передачу, трансляцию имеющего опыта, накопленных знаний преподавателя, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Курс даёт возможность выйти за пределы образовательного стандарта для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к обществознанию и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы систематически организуется проверка уровня знаний по различным разделам курса как подготовка к единому государственному экзамену. Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является итоговое тестирование и самоанализ.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

- обществоведческую терминологию;

- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах.

уметь/владеть:

- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;

- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;

- способами работы с различными видами информации;

- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;

- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.

- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.

Планируемые результаты освоения обучающимися элективного курса.

Регулирование поведения людей в обществе.

Ученик научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Ученик получит возможность научиться:

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства.

Ученик научится:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с правоотношениями;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Содержание.

Раздел 1. Право и правовая культура. – 9 ч.

Тема 1. Право, его роль в жизни общества. 3 ч.

Понятие права. Право в системе социальных норм. Обычаи. Нормы морали. Корпоративные нормы. Религиозные нормы. Нормы права.

Право и его признаки (нормативность, общеобязательность, волевая природа права, взаимосвязь права с государством, формальная определённость, системный характер, социальная природа права).

Тема 2. Норма права. — 2 ч.

Признаки нормы права (представительно-обязывающий характер, многократность применения и длительность действия, общеобязательность).

Классификация правовых норм – разрешающие, обязывающие, запрещающие.

Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов.

Тема 3. Система российского права. 2 ч.

Система права – это внутренняя структура права. Норма права – первичный элемент системы права. Система права складывается из отраслей, а отрасли из правовых институтов. Правовые институты включают в себя совокупность правовых норм.

Основные отрасли права – государственное (конституционное), административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, процессуальное.

Публичное и частное право. Частное право регулирует сферу частных дел и интересов личности (гражданское, семейное, трудовое право). Публичное право регламентирует отношения государства, его органов с гражданами и организациями (конституционное, административное, уголовное и иные отрасли права).

Тема 4. Правовая культура – 1 ч.

Срезы правовой (юридической) культуры. Право и правовые законы – основополагающая культурная ценность. Элементы правовой культуры. Формы и состояния правовой культуры.

Рубежное тестирование по разделу 1. – 1 ч.

Раздел 2. Некоторые отрасли особенной части

частного права РФ.– 3 ч.

Тема 5. Авторское право – 1 ч.

Авторское право регулируется Гражданским кодексом, является институтом гражданского права, охраняет субъективные права авторов на созданные ими произведения науки, искусства, литературы, музыки.

Признаки произведения, охраняемого авторским правом – творческий характер труда автора при создании произведения, его объективизация.

Неимущественные и имущественные права автора.

Неимущественные права – на имя, решения о публикации, произведение сокращений и изменения текста, разрешает иллюстрирование литературного произведения и решает вопрос о пригодности иллюстраций, разрешение инсценировки для театра и киносценария.

Имущественные права – получение вознаграждения (гонорара) за публикацию или публичное исполнение своих произведений.

Правила цитирования. Лицензия для проката.

Реализация прав посредством авторских договоров: издательского, постановочного, и кино – и телесценарного.

Тема 6. Изобретательское право. – 2 ч.

Изобретательское право — право на изобретение, на полезную модель, на промышленный образец и др.

Признаки изобретения – является новым, имеет изобретательский уровень, промышленно применимо.

Объекты изобретений. Отличие изобретения от открытия.

Авторы изобретения – участники его создания, вложившие творческий труд.

Патент – специальный документ, удостоверяющий право на изобретение. Выдаётся государственным патентным ведомством и действует 20 лет. Право продажи патента, передачи государству исключительного права на использование изобретения, выдачи лицензии на временное использование заинтересованной организации.

Раздел 3. Некоторые производные отрасли права РФ – 7 ч.

Тема 7. Экологическое право. — 3 ч.

Источники природно-ресурсного права РФ. Природоохранные и природоресурсные законы РФ. Основные принципы экологического права. Конституционные основы экологического законодательства. Объекты экологического права. Особо охраняемые природные объекты.

Права и обязанности граждан в сфере природопользования. Виды экологических правонарушений. Ответственность за экологические правонарушения.

Закон «Об охране окружающей среды». Лимитирование и лицензирование природопользования. Органы лицензирования. Срок действия разрешений и лицензий. Последовательность этапов получения разрешений на комплексное природопользование. Экологический паспорт. Экологический контроль и экологическая экспертиза.

Тема 8. Таможенные правоотношения – 3 ч.

Таможенное регулирование относится к ведению федеральных органов. Законодательство о таможенном деле. Система таможенных органов. Функции таможенных органов.

Таможенно-правовые нормы. Таможенная граница. Таможенная территория. Российская таможенная территория.

Принципы перемещения товаров через таможенную границу. Особый режим перемещения через российскую таможенную границу отдельных видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Запрет экспорта и / или импорта. Таможенные запреты в разных странах. Таможенные платежи.

Рубежное тестирование по разделам 2 — 3 – 1 ч.

Раздел 3. Некоторые отрасли международного

публичного права – 15 ч.

Тема 9. Международное гуманитарное право. – 2 ч.

Сущность, источники, нормы МГП. Связь между международным гуманитарным правом и Всеобщей декларацией прав человека. Женевская конвенция 1864 г. Четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. – основные источники МГП. Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца – история возникновения и деятельность. Принципы МГП. Значение МГП.

Военные и гражданские лица. Вооружённый конфликт. Военнопленные. Жертвы войны. Общие и особые положения МГП, касающиеся участия детей в вооружённых конфликтах. Международные военные трибуналы.

Нейтралитет в войне. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.

Международное гуманитарное право и РФ.

Тест по теме – 1 ч.

Тема 10. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. – 2 ч.

Терроризм. Элементы терроризма – экстремистская террористическая идеология, комплекс организованных структур для осуществления терроризма в различных его формах, практика террористических действий.

Виды терроризма (политический, уголовный, националистический, воздушный, этнический, религиозный, индивидуальный, корыстный, криминальный, военный и др.)

Международный (в т.ч. транснациональный) и внутренний терроризм.

Характерные черты международного терроризма. Контртеррористический комитет в рамках Совета Безопасности ООН и др. организации. Соглашения о сотрудничестве РФ с зарубежными спецслужбами и правоохранительными органами 62 государств мира.

Тема 11. Международное космическое право. – 3 ч.

Становление международного космического права. Объект МКП – правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями.

Предметы отношений:

само космическое пространство, его уникальные особенности (невесомость, солнечный ветер, геостационарная орбита (ГСО). ГСО – расположена на высоте около 36 тыс. км над Землёй в районе экватора. Их использование контролируется ООН.

естественные небесные тела.

Искусственные небесные тела (космические аппараты, орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных телах, космический мусор).

наземные объекты, без которых невозможна космическая деятельность.

Субъекты МКП – государства и образованные ими межгосударственные организации.

Специальные принципы МКП. Конвенция о регистрации 1975 г. Право собственности на космический объект, его части, установленную на нём аппаратуру, образцы, ценности может принадлежать нескольким государствам или международной организации, физическим и юридическим лицам.

Правовой статус космонавтов. Уголовная ответственность космонавтов.

Тема 12. Международное морское право. – 2 ч.

Понятие международного морского права. Основные принципы:

принцип свободы открытого моря;

принцип использования открытого моря в мирных целях;

принцип рационального использования морских ресурсов;

принцип предотвращения загрязнения морской среды;

принцип свободы морских научных исследований.

Нормы режима открытого моря – право на осмотр судна, право преследования по «горячим следам».

Понятие морских пространств. Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море. Борьба с пиратством. Борьба с несанкционированным вещанием из открытого моря.

Понятие и режим рыболовной зоны. Национальные правила рыболовства определяют виды промысловых рыб, устанавливают квоту вылова конкретных видов, объём вылова каждого судна в течение определённого сезона. Правовой режим портов и их акваторий.

Тема 13. Международное воздушное право. –2 ч.

Понятие международного воздушного права. Пространственная сфера действия принципов и норм воздушного права по вертикали определяется высотой 100-110 км над уровнем моря. По горизонтали делится на 2 категории – национальное= суверенное пространство, которое располагается над сухопутными и водными частями государства и открытое пространство, находящееся за пределами государственных границ.

Принципы международного воздушного права:

принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством;

принцип свободы полётов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ;

принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Чикагская конвенция о требованиях к воздушным суднам всех государств без различия их национальной принадлежности.

«Свобода воздуха» для невоенных воздушных судов во время международных полётов в части осуществления коммерческой деятельности.

Тема 14. Международное уголовное право. – 2 ч.

Общие принципы международного уголовного права:

принцип неприменения силы и угрозы силой;

принцип мирного разрешения международных споров;

принцип невмешательства во внутренние дела государства;

принцип уважения прав и свобод человека;

принцип сотрудничества.

Две группы специальных принципов.

Определение международного преступления. Три группы международных преступлений. Наступление международной уголовной ответственности за:

преступления геноцида;

преступления против человечности;

военные преступления;

преступления агрессии.

Виды преступлений международного характера:

рабство, работорговля и другие формы торговли людьми;

подделка денежных знаков (фальшивомонетничество);

незаконный оборот наркотических и психотропных веществ;

пиратство и незаконные акты против морского судоходства;

преступления, совершаемые на борту воздушного судна;

незаконный захват и использование ядерного материала;

терроризм;

легализация преступных доходов.

Действие в РФ более 20 договоров о правовой помощи . Экстрадиция.

Конвенция 1978 г. о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Страсбургская конвенция 1983 г. о передаче осужденных лиц. Положение Конституции РФ о не выдаче собственных граждан, а также иностранных граждан, если им предоставлено политическое убежище.

Итоговый тест по курсу. – 1 ч.

Литература.

Международное публичное право. Учебник. (любое издание)

Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА. М, «Астрель». (любое издание)

Гражданский Кодекс РФ.

Конституция РФ, М., 1993.

Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в таблицах и схемах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. Любое издание.

Международное публичное право. Учебник. (любое издание)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст