Неделя русского языка и литературы в МОУ СОШ41 гСаратова 21213-71213_18024

Комбинированный урок русского языка и литературы в 9 классе

Учитель : Петрайтис Е.А.

Тема: История создания романа «Герой нашего времени»М.Ю.Лермонтова, подготовка к ГИА по русскому языку

Цели:1)познакомить учащихся с историей создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

2)повторение изученных орфограмм в рамках подготовки к ГИА по русскому языку,

3)воспитание интереса к предмету «Русский язык», «Литература»

Оборудование: презентация, карточки

Ход урока:

1.Оргомент.

2.Проверка домашнего задания по русскому языку

Карточка по русскому языку в рамках подготовки к ГИА(упр.97)

-Определите вид придаточного в 1пр.(придаточное обстоятельственное)

-Назовите составное глагольное сказуемое из 1 пр.(хотите предпринять)

-Назовите прилагательное в превосходной степени во 2 пр.(древнейший)

-Назовите обособленное определение вместе с определяемым словом во 2 пр.(летописи, повествующей….)

-Укажите вид придаточного во 2 пр.(придаточное изъяснительное)

-Назовите в 3 пр. действительное причастие(хранящаяся)

-Назовите способ словообразования «древнейшая»(суффиксальный, от древняя)

-Определите вид односоставного пр. в составе сложного(4пр)(говорят-неопр.-личное,удивляя.тся-неопр.-личное)

-О чем говорится в данном тексте?

(о древних рукописях, о Пушкине)

3. Сообщение цели и темы урока

-Мы сегодня будем говорить о человек – продолжателе пушкинских идей.

(М.Ю.Лермонтов)

Сообщение ученика о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, презентация.

4.Основная часть

1)Работа над текстом «История создания романа «Герой нашего времени»

Чтение текста

1.Роман «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя рассматривать в отрыве от тех процессов, которые происходили в русской и мировой литературе в конце 30-х и начале 40-х годов 19 века.

2. Одним из важнейших событий в европейской литературе конца 18 и первой трети 19 века было зарождение реалистического метода, появившегося после классицизма, сентиментализма и романтизма.

3. В этот период одной из важнейших задач была задача создания повествования о герое своего времени, о передовом молодом человеке эпохи, об отношении этого героя к породившему его обществу.

4. Эта задача, поставленная писателями эпохи просвещения, а затем в эпоху сентиментализма и романтизма, в годы реализма приобрела новые аспекты и потребовала новых усилий и новых решений.

5. Русская литература откликается на проблему «героя времени» с некоторым опозданием, но уже в 1802— 1803 годах Н.М. Карамзин, следуя за открытиями Руссо в области анализа, формирующегося душевного мира ребенка, приступает к созданию так и не оконченного им повествования «Рыцарь нашего времени».

6. Это произведение не выходит за рамки сентиментальной эстетики, но во многом предвосхищает дальнейшее развитие русского психологического романа.

7.Через 20 лет молодой Пушкин начинает писать первый реалистический роман в стихах «Евгений Онегин», а в самом конце 30-х годов Лермонтов создает первый русский реалистический роман в прозе «Герой нашего времени».

8.В конце 30-х годов XIX века романтизм для западноевропейской и русской литературы был пройденным, хотя и очень плодотворным этапом

9.. Вобрав художественный опыт своих предшественников, намного усложнив и обогатив традиции, накопленные в европейской литературе, Лермонтов создал свой роман на главных путях развития европейского реалистического романа.

Работа по вопросам

1)Какие литературные направления существовали в России с начала 17 века?

(классицизм, сентиментализм и романтизм)

2)Какой процесс происходил в русской и мировой литературе в конце 18 и начале 19 века?

(зарождение реализма)

3) Кто является основоположником реализма в России?

(А.С.Пушкин)

4)Какова была главная задача литературы реализма?

(задача создания повествования о герое своего времени, о передовом молодом человеке эпохи, об отношении этого героя к породившему его обществ)

5) Кто первым из русских писателей откликается на проблему «героя нашего времени»?

(Н.М.Карамзин, «Рыцарь нашего времени»)

Карамзин нам знаком как основатель русского сентиментализма и автор рассказа «Бедная Лиза»

6)Как определяют критики роман в стихах А.С.Пушкина?

(первый реалистический роман)

7) Как определяют критики произведение М.Ю.Лермонтова?

(первый русский реалистический роман в прозе «Герой нашего времени»)

8)Развитие какого направления видят критики в романе «Герой нашего времени»?

(развитие русского психологического романа)

2)Грамматическая работа над текстом

1)Дайте характеристику 1 пр.(пов.,невоскл,слож,союзн.,С П П, придат.определительное,1 грам.основа-роман нельзя рассматривать,2грам.основа-которые происходили)

2)Из 1-4 пр. укажите пр., осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом(2,4)

3)В 3 пр. найдите необособленное определение, выраженное причастным оборотом.Почему не обособляется?(породившему его обществу)

4)Из 1-5 пр. выпишите причастия, определите их вид(появившегося-действ., породившему-действ, поставленная-страд., формирующегося-деств.,не оконченного –страд., пройденным-страд.)

5)Из 3-5 пр. выпишите прилагательное в превосходной степени(важнейший)

6)Из 1-9 пр. укажите пр. с однородными членами(1,2,3,4,6.8)

7)Из3-9 пр. укажите пр.,осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)(5,9)

-Разбор 5 пр. .

{ Русская литература откликается на проблему «героя времени» с некоторым опозданием}, но {уже в 1802— 1803 годах Н.М. Карамзин, следуя за открытиями Руссо в области анализа, формирующегося душевного мира ребенка, приступает к созданию так и не оконченного им повествования «Рыцарь нашего времени»}(пов, невоскл, сложн, союзн. ,С С П, осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением)

8)Из 1 пр. выпишите словосочетание –примыкание(нельзя рассматривать)

9)Из 4-5 пр. выпишите слова, в которых написание гласной в приставке зависит от значения» неполнота действия»(приобрела, приступает)

10) Из 8 пр. выпишите слово, образованное путем сложения (плодотворный)

11)Определите способ словообразования «пройденным»(суффиксальный-от продет)

** Проблематика и сюжет романа «Герой нашего времени»

В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская,

острая сюжетность ,

беспощадный самоанализ героя,

философские размышления и необычные эксперименты героя;

его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека

Тем самым, роман при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое — Печорине.

Именно герой является основой произведения.

Раскрытие героя — цель всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.

***Композиция романа «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, так как «история души человеческой, — как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», — хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Следовательно, композиция этого романа является одной из важнейших его художественных особенностей.

По истинной хронологии повести должны были располагаться следующим образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

5.Подведение итогов, домашнее задание оценки:

Литература:Читать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»(«Бэла»), принести тексты, подготовить словесный портрет Г.Печорина,Максима Максимыча, Азамата , Казбека, Бэлы.

Русский язык:п.20,21, работать в сборнике, вариант 3(тестовая часть)