Не торопите ребёнка в школу

В наше время родители имеют возможность с года водить своих детей на различные развивающие занятия. Под руководством опытных педагогов малыши рано научаются читать, считать, разговаривать на английском. И родители, видя успехи своих ребят, стремятся отдать их в первый класс с шести лет, аргументируя своё решение тем, что их мальчик (или девочка) уже всё умеет и незачем ждать ещё год.

Но наряду с интеллектуальной готовностью к школьному обучению выделяют волевую, мотивационную и личностную. И порой именно они могут стать причиной школьных неудач ребёнка.

Волевая готовность связана, прежде всего, с произвольностью когнитивных процессов, то есть ребёнок усилием воли направляет своё внимание на определённый объект, пытается запомнить детали и проанализировать свои ощущения. Даже если не хочется. К шести годам произвольность интеллектуальных процессов находится в стадии формирования и не всегда дети в этом возрасте делают то, что необходимо в данный момент. Просто у них отсутствует, или не достаточно развита мотивационная составляющая школьной готовности.

Под мотивационной готовностью понимается желание и стремление ребёнка к обучению в школе. Однако, дети шести лет в большинстве своём хотят пойти в школу из-за внешней атрибутики – нового портфеля, красивых ручек, формы и т. д. такие внешние мотивы не могут быть долго эффективными. Семилетние же дети в качестве ведущих называют социальный и познавательный мотивы, которые способны удержать интерес к обучению на протяжении долгого времени.

Кроме того, важный аспект мотивации – самооценка, которая обычно завышена у детей до 7 лет и мешает адекватно оценить собственные возможности.

Под личностной готовностью подразумевается готовность ребёнка к деловому общению и сотрудничеству. Если раньше дошкольники в контексте игры общались со взрослыми или сверстниками главным образом по ситуации, кто к концу дошкольного периода складывается внеситуативно – личностное общение. Происходит переоценка ценностей, игра как ведущая деятельность перестаёт быть актуальной, складывается новая форма делового коллективного общения.

Определить готов или не готов ребёнок к школьному обучению может психолог, но чтобы понять истоки процесса и возможные последствия, нужно заглянуть чуть глубже.

По мнению Л. С. Выготского, развитие – это прежде всего возникновение нового, то есть каждая стадия развития характеризуется возрастными новообразованиями: качествами, которых до этого не было.

Новообразования подготавливаются всем ходом предшествующего развития – социальной ситуацией и ведущей деятельностью. Возрастные новообразования появляются постепенно, незаметно для окружающих и укрепляются в личности. Когда приобретённые качества требуют смены деятельности и, соответственно, социальной ситуации, рождается кризис – краткая, но бурная стадия в течение которых происходят значительные перемены в жизни ребёнка и его чертах.

Выготский выделяет в детстве кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис 13 и 17-18 лет. Последний кризис переводит ребёнка во взрослую жизнь.

В три года речь становится средством коммуникации. Малыш готов разговаривать со всеми и по любому поводу. Психологи называют это ситуативно-личностное общение, то есть, общение по поводу ситуации, предмета и т. д. Рамки окружающего мира стремительно расширяются, открывая детям существование разных видов деятельности и общественных функций людей. Ребёнок включается в эту жизнь пока через игру.

Играя, ребёнок начинает дифференцировать внешнюю и внутреннюю стороны своего существования, осознаёт свои эмоции, переживания и может их назвать. Обобщая переживания, маленький человек рисует внутреннюю картину мира, и его поступки начинают приобретать смысл. Из-за этого утрачивается детская непосредственность: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для дошкольника.

Именно благодаря смысловой ориентировке собственных действий дошкольник вплотную подходит к кризису 7 лет – рождается социальная личность. Стремление детей к новому социальному положению – основа становления многих психологических особенностей, новообразований в младшем школьном возрасте. Сложившаяся форма общения облегчает коммуникацию в ситуации урока, взаимодействие с учителями и сверстниками. Адекватность социальной ситуации к сложившейся системе отношений влияет на формирование иерархии мотивов, а следовательно на успешность обучения.

Важно позволить ребёнку наиболее полно и последовательно пройти докризисный этап. Тогда переход из дошкольного возрастного периода в школьный будет наиболее сглажен как для детей, так и для родителей.