Научно-методические приемы интегрирования уроков естественнонаучных дисциплин

Научно-методические приемы интегрирования уроков естественнонаучных дисциплин.

Школьники изучают физику на протяжении пяти лет. Некоторые выпускники продолжают свое физико-техническое образование. Для них все, что изучалось на уроках физики, — фундамент для более широких и глубоких знаний. Другая часть выпускников использует физические знания частично. Но есть ученики, для которых знания физики вообще мало используются. Ради чего же все школьники, вне зависимости от своей будущей деятельности, изучают физику?

Важнейшей целью физического образования в школе является обобщенное научное представление о природе и процессе ее познания, «…понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений…» (1, 5). Физические знания – фундамент научного мировоззрения, одним из компонентов которого является – представление о физической картине мира.

Физика – основа техники; с другой стороны, физика широко применяется для исследования в других научных областях. Все естественные науки используют законы физики. Физика ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы. Для составления развернутой картины физического миропонимания и формирования современного мировоззрения необходимо там, где это, возможно, вводить в курс физики биологические, экологические и другие приложения. Можно и нужно показать применимость ее законов в этих областях.

Необходимость координации учебных дисциплин при использовании межпредметных связей высказанная Н.К. Крупской не потеряла актуальности и в настоящее время. Тема достаточно хорошо рассмотрена в работах:

1. В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин «Межпредметные связи»;

2. «Межпредметные связи курса физики в средней школе», под редакцией Ю.И. Дика, И.К. Турышева.

Цель моей работы – показать, свой опыт реализации межпредметных связей.

Наиболее благоприятными для интеграции физики с другими науками являются разделы: «Теплота», «Электричество», «Оптика» (они богаты межпредметными понятиями и теориями), а также — «Световые кванты. Действия света», «Электромагнитные излучения», «Элементарные частицы». В этих разделах широко используются такие понятия, как вещество, поле, энергия – основные не только в курсе физики, но также в химии, биологии и других науках.

При объяснении нового материала учитель физики может показать, как эти знания могут быть использованы в других науках. Это всегда интересно ученикам, но совсем другое дело, если объясняемый «материал», сообщают два учителя (бинарный урок). К сожалению, школьные программы естественных наук не согласованы по времени, но можно найти возможность как их объединить.

Основные задачи бинарных уроков:

1.Показать хронологические и межпредметные связи.

2. Углублять и развивать основные понятия, используемые в науках.

3. Формирование у учащихся единой научной картины мира.

Связь физики с другими дисциплинами можно показать при изучении следующих тем:

по экологии – «Энергетический бюджет и тепловой баланс организма», «Потоки энергии и вещества в сообществах», «Влияние звуков на человека», «Радиация в биосфере»;

по биологии – «Физика и зрение»;

по географии – «Формирование погоды. Радиация»;

по музыке – «Физика и музыка».

Разработки уроков приведены в приложении, там же указана основная литература. Выше перечисленные уроки проводились в 8-х классах.

Проведение бинарных уроков вызывает интерес у учащихся, показывает взаимосвязь, разных на первый взгляд предметов, сокращает разрыв между ними. Кроме того они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Повышают « авторитет» физики. Приглашаю Вас ознакомиться с методическими разработками моих уроков на сайте http://mecsherin.narod.ru.

Литература:

1. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики

2.«Межпредметные связи». В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин. М. «Педагогика», 1972.

3.«Межпредметные связи курса физики в средней школе», под редакцией Ю.И. Дика, И.К. Турышева