Научно-исследовательская работа Концепция социально-гуманитарного образования в совреме

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа

с. Крутояр

Научно-исследовательская работа

Концепция социально-гуманитарного образования

в современной российской школе

Подготовила: учитель

истории и обществознания

МОУ СОШ с. Крутояр

Аникина Татьяна Александровна.

Адрес: Саратовская область,

Екатериновский район,

с. Крутояр,

Телефон домашний: 72618,

Телефон рабочий: 72632.

2009г.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Социальная природа и проблематика обществознания в российской школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1. История развития социально-гуманитарного образования в современной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Причины модернизации обществоведческого образования . . . . . . . . . . . 7

1.3. Актуальные проблемы обществоведческого образования . . . . . . . . . . . . 8

2. Общетеоретические и отраслевые аспекты социально- гуманитарного образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.1. Цели обществоведческого образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.2. Место обществознания в системе общего образования . . . . . . . . . . . . . 13

2.3. Компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

3. Организация учебного процесса. Требования к его оснащенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

3.1. Использование схем и таблиц на уроках обществознания . . . . . . . . . . . 17

3.2. Информационные технологии. Компьютер на уроках обществознания 18

3.3. Методы работы с понятиями и терминами на уроках обществознания . 19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Приложение 1. Факторы модернизации обществоведческого образования 26

Приложение 2. Актуальные проблемы обществоведческого образования 26

Приложение 3. Виды социальной компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Приложение 4. Форма, суть и результаты интерактивного обучения . . . . . . 28

Приложение 5. Правила интерактивного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Приложение 6. Методы формирования понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Введение

Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах.

Несмотря на то, что проблемам обществоведческого образования в научной литературе традиционно уделяется значительное внимание, многие вопросы этого явления остаются спорными, до конца не выясненными.

Тема социально-гуманитарного образования актуальна во все времена, а в настоящее время становятся центральными. Во-первых, потому, что, не смотря на то, что данным проблемам посвящены многочисленные труды, как отечественных, так и зарубежных ученых объекты представленной темы до сих пор не изучены и находятся в постоянном развитии, видоизменяются. Во-вторых, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что данная проблема является одной из самых полемичных в социально-гуманитарной науке. В-третьих, актуальность обусловлена еще и динамичностью развивающегося и постоянно изменяющегося современного общества.

Для более полного анализа раскрываемых вопросов использовались нормативно-правовые акты, специальная литература, периодические издания.

Цель научно-исследовательской работы – проанализировать проблемы социально-гуманитарного образования в современной школе.

Задачи данного исследования состоят в следующем:

- раскрыть понятие «обществоведение», посредством его признаков;

- рассмотреть историю курса обществознания в российской школе;

- установить роль обществознания в системе образования;

- проанализировать проблемы современного общества, способствующие модернизации обществоведческого образования;

- проанализировать цели обществоведческого образования;

- рассмотреть компетенции обществознания;

- проанализировать организацию учебного процесса и требования к его оснащению;

- указать на особенности использования схем и таблиц на уроках обществознания;

- рассмотреть особенности применения компьютера на уроках;

- проанализировать методы работы с понятиями и терминами на уроках обществознания;

— предложить ассоциативный и инвентивный методы работы с понятиями и терминами.

Объектом данного исследования является обществоведческое образование в России.

Ценный вклад в изучение исследуемого вопроса внесли такие ученые, как Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и многие другие. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию этой важной темы, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.

В работе предполагается определить новые виды методов работы с понятиями на уроках обществознания.

Основные методы исследования, использованные в работе: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики и другие.

Данная работа, несомненно, представляет интерес для учителей обществознания, методистов гуманитарной направленности.

Исходя из целей и задач научно-исследовательской работы, ее структура определена следующим образом: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.

1.СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ПРОБЛЕМАТИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Термин «обществоведение» («обществознание») в науковедческой литературе объединяет все науки об обществе. Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядро которого составляет система научных знаний о человеке и обществе, отобранных с позиций педагогической целесообразности. Курс обществознания в школе строится на базе ряда общественных наук: социологии, экономической теории, политологии, правоведения, социальной психологии, а также философии. Наряду с научными знаниями в содержании школьного обществознания представлены социальные нормы (нравственные и правовые), способы познавательной и практической деятельности, система гуманистических и демократических ценностей. Неотъемлемой составной частью курса является рассмотрение проблем современного и будущего развития России.

История развития социально-гуманитарного

образования в современной школе

Становление нового обществоведческого предмета, пришедшего на смену существовавшего в Советском Союзе и подчиненному господствующей идеологии курсу «Обществоведение», началось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже века фундаментальными изменениями во всех сферах жизни нашего общества. Коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства. Артикулировали общественно-государственные ожидания в сфере общего образования, что помогло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.

В начале 1990-х гг. в лаборатории обществоведческого образования ИСМО РАО были разработаны концептуальные основы принципиально иного, по сравнению с «Обществоведением» 1960-1980-х гг., обществоведческого курса, ориентированного на отражение в его содержании проблем перехода страны к рыночной экономике, демократизации государства, утверждение в сознании обучающихся ценностей, которые заявлены в Конституции РФ 1993 г.

Был выдвинут ряд принципов построения предмета и отбора его содержания. Воплощенные в серии учебников и учебно-методических изданий, в практике преподавания многие из них подтвердили свою педагогическую эффективность и не утратили своей методологической значимости до настоящего времени. Опыт их разработки и использования в массовой практике был обобщен в вариантах концепции курса, опубликованных в 1999 и 2000 гг. и нацеленных на дальнейшее развитие обществоведческого образования.

За истекшее после этого десятилетие были созданы учебные пособия, отражающие новые реалии в постсоветской России и в мире. Подготовлены хрестоматии, сборники задач и методические руководства для учителей, нацеленные на оптимальное сочетание овладения научными знаниями, развития творческих способностей и воспитания обучающихся.

Сложилось несколько учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание, как в основной, так и в полной средней школе. На 2008/09 учебный год в Федеральный список учебников вошло три комплекта (завершенные линии) учебников для основной школы и семь комплектов (включая базовый и профильный уровни) – для старших классов. Все они прошли экспертизу в РАН и РАО и рекомендованы для использования в школах. За последние три года (2005-2007) четверть миллиона выпускников российских школ сдали свободно выбранный ими экзамен по обществознанию, показав результаты, которые не уступают итоговым показателям по другим учебным предметам.

Ныне возникла необходимость дальнейшего развития обществоведческого образования, направленного на повышение его роли в социальной адаптации обучающихся к условиям жизни в современном обществе, на их подготовку к решению проблем, с которыми им предстоит встретиться в ближайшем будущем.

Изменения общества делают необходимой модернизацию обществоведческого образования.

1.2.Причины модернизации обществоведческого образования

За последние десятилетие был преодолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие острые проблемы 1990-х гг. ушли в прошлое, им на смену пришли или выдвинулись на первый план другие. Проблемы перехода к инновационной экономике, преодоления опасного разрыва в доходах богатых и бедных, борьбы с коррупцией, а также экологические, демографические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отражение в обществоведческом курсе.

Особое место в содержании предмета должно занять разъяснение задач развития общества на ближайшее десятилетие и путей их решения

Изменившиеся за последние годы реалии внутренней и международной жизни ставят перед нашим обществом новые задачи, определяют новые приоритеты. Среди последних – перенос центра тяжести с инерционного на инновационное развитие. Последнее невозможно без развития интеллектуальных возможностей человека, раскрепощения его преобразующей творческой энергии. Одним из важнейших направлений развития предмета в ближайшие годы должны стать усиление внимания к разработке педагогических технологий, способствующих развитию познавательных возможностей обучающихся, выявлению их творческого потенциала.

Курс обществознания призван, взаимодействуя с курсами новейшей истории зарубежных стран и географии, раскрывать наряду с процессами, происходящими внутри нашей страны, влияние на них нарастающей глобализации, характеризовать геополитические интересы России.

Изменения в информационном пространстве, массированное воздействие на создание людей электронных СМИ, подключение всех школ к Интернету, увеличивающийся объем калейдоскопической, неупорядоченной информации, с которой в наше время сталкивается человек, усиливает необходимость систематизации в обществоведческом курсе разрозненных сведений об обществе и человеке, создания условий для самостоятельной ориентации в потоке сообщений. Формирования умения грамотно работать с различными источниками социальной информации.

Благодаря СМИ, и прежде всего Интернету, изменилась информационная среда обитания современного человека, который получил практически неограниченный доступ к чрезвычайно широкому и крайне разнородному массиву информации. Это открывает иные возможности и ставит новые проблемы в обучении предмету, требует определенной корректировки его целей, методов организации учебной деятельности, форм промежуточного и итогового контроля.

Одной из ведущих целей обществознания становится формирование у школьников умений самостоятельно работать с разнородной социальной информацией: находить нужные сведения, преобразовывать их с учетом поставленной цели. Применять в решении теоретических и практических задач.

Особого внимания требует информация, к которой обращаются обучающиеся: здесь важны умения определять ценность источника, достоверность информации, соотносить различные подходы к ее интерпретации и оценке. Проведенные в последние годы педагогические исследования влияния новых информационных технологий на образовательный процесс позволяют осуществить корректировку других компонентов системы обществоведческой подготовки. В частности роли и места учителя в образовательном процессе.

Процессы, происходящие в современном обществе, являются объектом исследований, осуществляемых экономической наукой, социологией, политологией, находят отражение в других областях научного обществознания. Наиболее значимые результаты этих исследований, наряду с фундаментальными положениями общественных наук, в педагогически разумной мере должны быть представлены в школьном обществоведческом курсе. Освещение происходящих в обществе процессов не должно противоречить современным научным представлениям, разделяемым профессиональным сообществом ученых.

1.3.Актуальные проблемы обществоведческого образования

Социологические и социально-психологические исследования, наблюдения педагогов выявляют негативные изменения в сознании и поведении подростков. Возникает противоречие между сензитивностью данного возрастного периода развития детей к различным влияниям окружающей социальной среды и неготовностью подростка адаптироваться к ее изменениям и объективно оценить ее влияние.

Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, бурная гормональная перестройка организма делают подростка особенно уязвимыми и податливыми к отрицательным влияниям среды. Как тревожный симптом воспринимается большое число несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях («помолодевшие» за последние годы алкоголизм, наркомания и токсикомания, хулиганство, вандализм и т.п.).

Возникают новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в экстремистских организациях. Вовлекаются в занятия рэкетом, проституцией. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Отмечается существенная трансформация моральных норм среди подростковых групп, преставления несовершеннолетних о морали и праве находятся на формально-вербальном уровне и весьма «размыты».

Исследования свидетельствуют об отсутствии в сознании современных подростков таких ценностей, как активная, деятельная жизнь, познание, творчество. Происходит криминализация сознания части подростков.

Результаты этих исследований подводят к выводу о необходимости усилия воспитательного потенциала школьного обществознания, о поиске технологий обучения, эффективно влияющих на формирование социально-активной личности. Так, требуют внедрения в преподавание курса активно разрабатывавшихся в педагогике и психологии деятельностный и личностно-ориентированный подходы, проектный метод, современные педагогические технологии.

Начавшийся насколько лет назад переход к единому государственному экзамену, который применительно к обществознанию принял массовый характер, существенным образом влияет на рассматриваемую предметную область. Объектами проверки выступают три основных компонента курса: научные знания; способы познавательной деятельности; содержание социальных норм и понимание их роли в общественной жизни. Ответы учащихся в свободной форме выявляют в некоторой степени и их ценностные установки и ориентиры, которые, однако, не являются объектами оценивания. Полученные результаты не могут быть распространены на совокупность школьников, изучавших предмет, однако они позволяют выявить ряд недостатков, присущих обществоведческой подготовке выпускников.

По итогам ЕГЭ можно сделать вывод, что значительная часть выпускников усваивает знания лишь на воспроизводящем уровне.

Установлено, что при изучении научных понятий в большинстве случаев не удается преодолеть обыденные представления обучающихся, базирующиеся сегодня не только на их непосредственном социальном опыте, но и на распространяемых СМИ стереотипах и образцах (не всегда социально приемлемых) отношений и поведения в обществе. Отсюда возникает одно из важных направлений совершенствования изучения курса – поиск эффективных методических средств преодоления этой «рядоположенности» научных знаний об обществе, с одной стороны, и закрепившихся в сознании большинства школьников негативных стереотипов массовой культуры – с другой.

Таким образом, результаты единого экзамена по предмету становятся значимым информационным ресурсом в определении направлений развития данной образовательной области. Важнейшее среди них – развитие способности применять полученные знания в проблемных ситуациях. Вместе с тем переход к новой форме итоговой аттестации школьников ставит и другую задачу: минимизировать учебно-методическими средствами опасность сделать подготовку к ЕГЭ в старших классах доминирующей над другими задачами обществоведческого образования.

Такие новации в системе общего образования, как введение всеобщего среднего образования, становление профильного обучения в старших классах, требуют соответствующего развития системы обществоведческого образования.

Запрос на обновление учебного предмета вытекает также из накопительного опыта его разработки и массовой практики преподавания.

Исследование, проведено лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО в 2007 г., показало, что значительная часть учительства относительно успешно овладевает содержанием предмета, уделяет большое внимание ознакомлению обучающихся с Конституцией РФ, другими документами общественной значимости, стремится реализовать государственные установки на гуманизацию образования, на создание условий для формирования гражданственности и духовности.

Вместе с тем выявились трудности, проблемы, требующие решения.

Учебники по обществознанию, наряду с положительными сторонами, имеют и недостатки; содержание некоторых из них не удовлетворяет требованию достижения целостности знаний об обществе и человеке. Учебный материал в отдельных учебниках педагогически не продуман, не учитывает реальных познавательных возможностей современных школьников и особенностей восприятия ими социальной информации, слабо ориентирован на подготовку выпускников школы к жизнедеятельности в обществе XXI века.

В процессе модернизации обществоведческого образования должны быть решены назревшие проблемы, обновлено содержание, и при этом должны быть сохранены те принципиальные подходы к созданию курса, которые оправдали себя на практике.

2.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.Цели обществоведческого образования

Цели курса определяются исходя из потребностей человека на каждом из этапов его социального взросления, из интересов общества и государства в конкретных исторических условиях, из необходимости развития демократических тенденций в российском обществе.

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

1) развитию личности на важных этапах ее социального взросления, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

2) воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3) формированию у обучающихся целостной картины мира и человека в нем, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответствующей ступени обучения; освоению обучающимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

4) овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

5) формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия защите правовыми способами и средствами правопорядка в обществе.

Курс ориентирован на систему национальных и обществоведческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе Конституция РФ.

2.2. Место обществознания в системе общего образования

Курс обществознания занимает свое особое место в системе общего образования, реализуя своими средствами те сформулированные в Законе РФ об образовании задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

Обществоведческое образование – необходимое условие становления гражданского достоинства человека, оптимальной социализации индивида, так как содействует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать обучающимся младшего подросткового, старшего подросткового и раннего юношеского возраста различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы.

Содержание обществоведческого образования должно создать необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия, прежде всего, с наиболее близким курсом истории, что будет способствовать усилению познавательного потенциала обоих предметов. Курс обществознания активно взаимодействует также с курсами географии, литературы, предметами образовательной области «Искусство», другими учебными дисциплинами, содержащими обществоведческий компонент.

2.3.Компетенции

Большое значение имеет усиление практической направленности курса. Что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.

Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая – преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета.

компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурой любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знаний из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социальную характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

Ко второй группе относятся:

компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей – гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиции этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни);

компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени);

компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни. Очевидно, что формирование компетенций означает освоение важнейших элементов культуры.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОСНАЩЕНИЮ

Современная организация обучения предполагает изменение форм обучения, внедрения в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям обучающихся, которые получают общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

Использование в педагогическом процессе активного обучения (семинарские занятия и практикумы, дискуссии, выполнение проектов, ролевые игры, тренинг и т.п.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. Разнообразные практические задания, социологические микроисследования, разработка проектов, диспуты выводят обучающихся за рамки урока, а изученное содержание курса оказывает влияние на всю внеурочную деятельность. При этом именно учитель выступает консультантом, организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

Гражданское воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт обучающихся, что предполагает обращение к анализу реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.

В отрыве от реальной жизни в лучшем случае может произойти формирование чисто «академической» системы знаний («для экзамена»), рядом с которой в сознании учащихся будет существовать другая система представлений и отношений, влияющих на их практическую деятельность. В худшем случае возможно отторжение предлагаемого школой содержания как не совпадающего с жизненным опытом.

Эффективное гражданское образование и воспитание предполагают целенаправленную организацию личного опыта обучающихся на основе научных знаний.

Практико-ориентированный характер курса требует создания условий для систематического проведения практических и лабораторных занятий, построенных на решении проблемных заданий, обсуждении типичных ситуаций, разработке проектов, применении игровых форм, самостоятельном анализе разнообразных текстов – носителей социальной информации – через выделение для этих целей специального учебного времени, создание хрестоматий, практикумов, дидактических материалов на различных носителях, в том числе электронных и цифровых.

Современное обществоведческое образование предполагает использование всего арсенала учебного оборудования для организации интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса.

Рассмотрим некоторые из них.

3.1.Использование схем и таблиц на уроках обществознания

Сложность и многоаспектность школьного обществоведческого курса требует особого внимания в подборе методов, форм и средств обучения.

Для развития познавательных возможностей обучающихся и их интереса к предмету, плодотворной совместной деятельности учителя и обучающихся целесообразно использовать на различных этапах урока схемы и таблицы.

Они помогают систематизировать, классифицировать материал, «свертывать» его в некие логические, наглядно воспринимаемые структуры, позволяют организовать продуктивную работу с учебником.

Особенно полезно использовать наглядные схемы и таблицы при блоковом (тематическом) обучении в качестве источника знаний, зрительной опоры в рассказе учителя, при закреплении пройденного материала.

Графическая схема помогает разбить сложный вопрос на несколько отдельных проблем. Она позволяет отобразить их в условной форме, установить взаимосвязи между составляющими ее элементами и компонентами. Внимание обучающихся концентрируется на существенных сторонах изучаемого вопроса, помогает создать целостную картину изучаемого явления или процесса.

Использование схем (таблиц) при проверке знаний способствует выявлению умений обучающихся оперировать изученным материалом, конкретизировать его. Обучающимся предлагается дополнить логическую схему или заполнить различные виды таблиц, используя полученные теоретические знания. Предлагаемая работа помогает разнообразить виды и формы проверки.

3.2.Информационные технологии.

Компьютер на уроке обществознания

Сегодня определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках обществознания, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учится.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение- это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры. Работа с документами и различными источниками информации и пр.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.).

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Существуют некоторые правила, которые полезно учитывать, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания.

В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы урока, но наиболее результативными являются семинары, лабораторные и практические работы.

3.3.Методы работы с понятиями и терминами

на уроках обществознания

В течение последних восьми лет в школах России проводился эксперимент по внедрению ЕГЭ по обществознанию. С 2009 года ЕГЭ как форма аттестации в соответствии с законодательством является обязательным. Значительное число заданий ЕГЭ проверяет умение учащихся работать с понятиями.

Прежде всего, необходимо углубить знания обучающихся о том, что такое понятие вообще. Наиболее целесообразно это делать при изучении темы «Познавательная деятельность человека». Здесь же полезно показать типологические различия понятий разного уровня обобщения, а также полезно раскрыть связь между содержанием и объемом понятия. В заданиях разных частей ЕГЭ проверяется умение школьников работать как с содержанием понятия, так и с его объемом.

В литературе выделяют два основных метода формирования понятий: индуктивный и дедуктивный.

Эти методы, как правило, выступают совместно, но один из них может быть ведущим. На основании этих методов Л.Б. Ительсон предложил способы комбинирования индуктивного и дедуктивного методов формирования понятий: ассоциативный, индуктивный, дедуктивный, инвентивный.

Ассоциативный метод вытекает из ассоциативной теории, с точки зрения которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.

Логику образования понятия в этом случае можно схематично представить в виде следующей цепочки:

предметы – восприятие – понятие, раскрываемое в определении – термин.

Индуктивный метод сходен с ассоциативным методом, однако с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль обучающегося к сравнению, классификации, обобщению.

Дедуктивный метод предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. Этот способ используется, когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия учителю не на что опираться.

Инвентивный метод заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения для выработки новых классификационных объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Данный метод образования понятия используется в проблемном обучении.

Работа со словарем – одна из форм отработки понятийных умений учащихся. При условии ее правильной организации она предоставляет большие возможности для формирования терминологической грамотности обучающихся.

Эффективность формирования понятия будет выше при соблюдении ряда методических условий. Прежде всего, необходимо учитывать конкретные представления и типичные образы, имеющиеся у школьников, и корректировать их по мере необходимости во время работы с понятиями. Важно продумывать возможность опережающего введения термина. А также признаков раскрываемого понятия с последующей их систематизацией. Вводить определение следует на доступном для учеников уровне сложности.

Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников, поэтому на уроке, и в домашних заданиях следует предусмотреть применение ранее изученных понятий для усвоения новых знаний. Усвоение ряда сложных понятий требует постоянного к ним обращения.

Заключение

Проанализировав большую массу дидактической и методической литературы, установили, какова социальная природа обществознания в школе. В результате исследования прослежена история развития социально-гуманитарного образования, выявлены причины модернизации и проблемы обществоведческого образования. Рассмотрев цели обществоведческого курса в современном образовании, установили место изучаемого объекта в системе общего образования, раскрыли компетенции. В результате анализа методических изданий, выявили особенности организации учебного процесса, изучили требования к его оснащению.

В целом, как представляется, в работе удалось раскрыть заданную тему.

Выводы, которые можно сделать из данной научно-исследовательской работы:

Социально-гуманитарное образование в современной школе приобретает важную роль. Во-первых, потому что, современная жизнь быстро меняется, а школьный обществоведческий курс направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе. Во-вторых, с введением в российских школах профильного обучения, именно на курс обществознания ложится задача ознакомления с различного рода профессиями. В-третьих, курс воспитывает гуманизм, толерантность, гражданственность, нравственность и моральную ответственность.

Что касается развития обществоведческого образования, то в настоящее время оно развивается достаточно бурно, в связи с новшествами законодательства РФ «Об образовании».

Стабилизация жизнеспособности всех слоев общества непременно будет приводить к дальнейшему развитию социально-гуманитарного образования.

Что касается организации учебного процесса, то здесь тоже предстоит огромная работа: во-первых, введение ЕГЭ повлечет за собой серьезные изменения, во-вторых, переход на предпрофильное и профильное обучение, возлагает, в большей мере на обществоведение задачи профориентации обучающихся.

Требования к оснащению современного образования в современной российской школе неизбежно приведут к изменению структуры и оснащения уроков для организации интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса.

Схемы и таблицы на уроках обществознания развивают познавательные возможности обучающихся, и их интереса к предмету, плодотворной совместной деятельности учителя и обучающихся; помогают систематизировать, классифицировать материал, создавать логическую структуру, позволяют организовать продуктивную работу с учебником. Данные исследования подтверждаются на практике.

Интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, развивать общие учебные умения, способствует релаксации, снятию нервной нагрузки.

Эффективность формирования понятия будет выше при соблюдении ряда методических условий. В работе предполагаются способы комбинирования индуктивного и дедуктивного методов формирования понятий: ассоциативный, индуктивный, дедуктивный, инвентивный.

Россия вступила в XXI век с эвристическим методом обучения, превращающего школьника в активного субъекта познания и, в какие-то моменты урока, автора «собственного жизненного проекта».

В силу перечисленных особенностей урок по обществознанию, выгодно отличается своей личностной и практической направленностью, связью учебного материала с жизнью – сегодня и завтра, с формированием коммуникативных умений школьников.

БИБЛИОГРАФИЯ

Основная литература

1. Боголюбов. Л.Н., Виноградова Н.Ф., Иванова Л.Ф., Кинкулькин А.Т., Лазебникова А.Ю. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе. – М.: Просвещение, 2008.

2. Дыдко С.Н., Использование схем и таблиц на уроках обществознания. //История и обществознание в школе// №3, 2009.

3. Козыгин С.В., Информационные технологии в преподавании обществознания. //История и обществознание в школе// №4, 2009.

4. Сологуб С.В. Как работать с понятиями и терминами на уроках обществознания. – М.: Школьная пресса, 2008.

Дополнительная литература

5. Боголюбов Л.Н. Проблема интегрированного и дифференцированного курсов обществознания в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2007.

6. Всероссийская конференция по актуальным вопросам преподавания истории и обществознания. /Под ред. Вяземского Е.Е. – м.: Академия ПКиППРО, 2008.

7. Иванов В.С., Иванова Р.К., организация групповой работы учащихся на уроках истории и обществознания. //История и обществознание в школе// №10, 2008.

8. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию //История и обществознание в школе// №3, 2007.

9. Иванова Н. А., Бурдакина С.З., Бурмистрова Т.В. Формирование теоретических знаний на уроках истории и обществознания. – М.: Колледж, 2006.

10. Киселева Н.Б. Нравственное воспитание на уроках обществознания. – М.: Просвещение, 2007.

11. Котова О.А., Лискова Т.Е. Задания-задачи. //История и обществознание в школе// № 10, 2008



Страницы: 1 | 2 | Весь текст